Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

теория компенсации Адлера

Заметный вклад в понимание психологической природы индивидуальной социальной активности / пассивности личности с нарушением слуха вносит теория компенсации А. А. Адлера.
А. Адлер выделил три базовых качества личности: чувство общности с группой, стремление к соревновательному превосходству, переживание дефекта. На основании различных сочетаний базовых качеств лица с отклонениями в развитии (в нашем случае – с дефектом слуха) ученый выделил четыре вида компенсации: полную, неполную, сверхкомпенсацию, мнимую. Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект слуха осознается как своя индивидульность; стремление к превосходству выражено в прагматическом виде – стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Он не стремится к превосходству, его достижение – быть не хуже большинства. Глухой овладевает вербальными средствами коммуникации, чтобы включиться в разнообразную и социально полезную деятельность. Одновременно такой глухой гармонично идентифицирует себя с сурдостатусом, интегрируется в соответствии и адекватно ситуации либо в общество слышащих, либо в субкультуру глухих.
Неполная компенсация происходит чаще всего в случае неразвитого (невоспитанного) чувства общности ни с сурдокультурой, ни со слышащим большинством, а осознание дефекта слуха приобретает характер комплекса
неполноценности; стиль жизни отличается депрессивными тенденциями, коммуникативной тревожностью, напряженностью, неуверенностью в себе, несмотря на то, что при этом глухой человек имеет профессию, обеспечивая самостоятельно свою жизнедеятельность, ведет нормативный образ жизни. Примерно так описывают глухого, неполно скомпенсированного в этой жизни, неслышащие ученые-исследователи В.З. Базоев и В.А. Паленный: «Глухой одинок в толпе, он находится за барьером тишины и наблюдает за окружающим, как сквозь стекло... Со слышащими... меня часто охватывает страх: а вдруг тебя не поймут... Знакомиться с новыми людьми не могу, испытываю комплекс, теряюсь при вопросе: а почему говоришь с акцентом?»
Сверхкомпенсация: этот тип компенсации избирает глухой с развитым чувством общности и выраженным стремлением к превосходству, к высоким планкам, не уступающим планкам успеха слышащего большинства; несмотря на дефект слуха, он желает самореализоваться и находит выход в творческой деятельности. История знает немало неслышащих людей, избравших данный стиль жизни. Это композитор Л. Бетховен, художник Ф. Гойя, скульптор В.И. Мухина, актер А. А. Остужев, ученый К.Э. Циолковский, астроном Дж. Гудрайк, кандидат педагогических наук И. Цукерман, доктор исторических наук М.Диманис, кандидат технических наук Д. Сметанин, кандидат педагогических наук В.З. Базоев и др.
В своем знаменитом свидетельстве К.Э. Циолковский раскрыл психологическое содержание явления сверхкомпенсации: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ» [Цит. по: Жизнь глухих. – 1967. – No1. – С.11.].
Мнимая компенсация. Это бегство в болезнь, которое воплощено в двух формах. Первая – особая ипохондрическая реакция типа аноми (смирение перед особо тяжелой болезнью, глубоким дефектом; потеря перспективы; отгороженность или равнодушие). Вторая форма мнимой компенсации –стремление и умение найти социальную выгоду от дефекта. Психологической базой мнимой компенсации является неразвитое чувство общности с миром, эгоизм; острое или сосредоточенное переживание дефекта в сочетании с отсутствием стремления к успеху и/или к превосходству. Примером могут служить взрослые неработающие глухие, живущие на пенсию или в семье, на иждивении родителей, родственников.
Л.С. Выготский считал возможным опереться на теорию компенсации А.А. Адлера при организации компенсирующе направленного коррекционного процесса, поскольку идея компенсации, по его мнению, ценна тем, что «оценивает страдание не само по себе, а его преодоление, не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы».

лытдыбр

Сегодня много чего успели. Дважды Илья позанимался русским: опять составлял текст под карикатурой Бидструпа, вот этой)) посмеялись вместе


потом на учи.ру пару карточек прошел. Если еще учесть, что он перед сном читает несколько комиксов из своего ящика, неплохое развитие речи получается (надеюсь). Очень хочется верить, что он что-то усваивает.

А на мне сегодня сработал принцип, про который рассказывала Ким. Я несколько дней назад загрузила свою дефолт-систему мозга тремя сложными интеллектуальными объектами (Илюхиной программой развития речи, научной статьей для июньского сборника, повестью) и думала, что дефолт-система перегрузится и ничего не выдаст.
Ан нет: сегодня утром проснулась, и через некоторое время хопа - инсайт, как мне переписать статью, что в нее вставить, как структурировать. И сегодня целый день этим занималась: сосредоточенно, без всякого уныния и апатии. Для меня это прямо подвиг)
Еще возможно помогает практика благодарностей. Я стала вечером писать благодарности: себе и всем, кому хочу написать. Очень вдохновляет, реально.
ps забыла: я же еще в 17 жестовым языком с отцом Артемием позанималась! Он, конечно, молодец, не оставляет нас, и по зуму с нами продолжает заниматься

про генетический детерминизм

А что вы думаете про генетическую предопределённость ? Помню, на занятии в вузе преподаватель говорила, что раньше считалось, что 70% в ребёнке от воспитания, а 30- от генетики. А теперь наоборот: 70- от генетики и только 30- от воспитания.
вот сейчас читаю в интервью: «Сейчас в Америке и Великобритании много обсуждается тема «генетического детерминизма»: что характер человека в такой степени определяется генетически, что «манера родительства не имеет значения». И что характер ребенка определят три вещи:
гены;
знаменитое «не воспитывайте детей, воспитывайте себя» — дети неизбежно скопируют родителей);
дети все возьмут из среды: стандарты и приоритеты социальной стаи будут иметь больше значения, чем семья».

(no subject)

ах, да: у меня же радость, обе статьи приняли на конференцию. В понедельник оплачу и - вуаля! Статья будет в web of science. Не знаю, зачем это мне, но наверное, нужно)

(no subject)

На днях на радио Книга включали отрывок из научно-популярной книги про мозг. Там долго рассказывали, как вредно воздействует на детский мозг телевизор.
А я слушала и думала, как устарела эта книжка. Ведь сегодня дети редко смотрят телевизор: гораздо чаще они смотрят ютюб или тикток (а ведь эта платформа появилась буквально год или два назад и стала очень популярна в детской среде, Сёма правда говорит, что её смотрят либо малолетки, либо тупые)))
То есть получается, что научные знания чрезвычайно быстро устаревают. И это пугает. Если даже ученые не успевают за столь быстро меняющейся повесткой дня.
И ещё пугает неохватность современного знания. Иногда смотришь на те исследования, которые совершаются каждый день в определенной области (к примеру в дефектологии), и понимаешь, что ты даже физически неспособен их все даже прочитать, не говоря уже об осознании и переработке.

(no subject)

Полдня сегодня разглядывала разные международные конференции и журналы, куда можно послать мою статью (которую я сейчас вроде как активно пишу). Думали послать на харьковскую конференцию, но после того, как они зарубили 2 статьи моей научной руководительнице, мы как-то решили, что лучше искать конференции за пределами братской страны(( (нашли российскую в Екатеринбурге, но платную: оргвзнос - 15 тыс рублей).
Хотелось бы, чтобы напечатанные материалы индексировались в Scopus или в Web of science. Но оказалось, что практически все эти журналы и конфепенции платные, причем довольно дорогие: в Риме, Париже, Вене и Барселоне участие с публикацией стоит около 500 евро. Скажете, что я очень наивная и это всем давно известно, но я просто никогда этим не интересовалась. Мне как-то казалось, что все научные конференции нужны для общения ученых, для обмена опытом. А не для заработка их организаторов.
И откуда берут столько людей, желающих заплатить 500 евро за это сомнительное удовольствие? И откуда всякие задрипанные журналы берут столько желающих написать статью и еще заплатить за это 20 тысяч рублей - это меня тоже очень удивляет.
И интересно: вот меня подруга настойчиво зовет на конференцию по аутизму, которая будет в Москве (а мне не особо хочется - платить за это еще 5500 р, и темы там дурацкие: экологические и этнические аспекты - что за бред) - неужели спикеры на этой конференции тоже что-то платят? что-то очень сомневаюсь. Тут видимо деньги собирают с посетителей, а лекторам - либо платят, либо бесплатно зовут, за престиж.

(no subject)

на прошлой неделе я начала учебу: ездила в четверг и субботу в вуз. Напугали, что в мае уже надо сдавать первые 3 главы магистерской ВКР (выпускной работы), то есть нужно написать всю теорию.

Поговорила с научным руководителем: получается, что почти все мне придется придумывать самой, ибо материал, который я беру, почти никем не разрабатывался. Надо будет перелопатить кучу литературы, где-то что-то взять по чуть-чуть и придумать что-то свое, свою методологию. И еще это описать по-научному...  Пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Ну а что делать. Потихоньку, понемножку. Глаза боятся, а руки делают. 

Вот пока сижу, читаю статьи про аутизм.

хронический стресс ломает механизмы, регулирующие самоконтроль

Дочитала книгу Ирины Якутенко "Воля и самоконтроль: как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами".
Много интересных мыслей, например, говорит о том, что когда стрессовый фактор "работает" долго, организм не может расслабиться и нажать на тормоз парасимпатической нервной системы. В итоге в мозгу все время повышена концентрация кортизола.Постоянное воздействие гормона стресса приводит к тому, что дофаминергические нейроны кортикомезолимбического тракта (рядом с ним расположены зоны мозга, отвечающие за удовольствие и силу воли) перестраивают свою работу, чтобы как-то существовать в режиме ненормальной активности.
У обезьян, которых выращивали в одиночных клетках, количество дофаминовых рецепторов было заметно ниже нормы. После того как животных вернули в социум, у доминантных зверей количество этих рецепторов резко увеличилось. А вот у обезьян, которые заняли подчиненную позицию, плотность рецепторов так и осталась низкой. Доминантные особи регулярно обижали и притесняли подчиненных, превращая их жизнь в сплошной стресс.
У людей сниженное количество рецепторов дофамина часто приводит к расстройствам самоконтроля и разным зависимостям. У обезьян тоже самое: когда исследователи подсовывали подчиненным особям кокаин, те моментально начинали "торчать". Доминантные особи тоже не брезговали наркотиком, но употребляли его гораздо меньше и не становились наркоманами.
Еще важная особенность: у животных, находящихся под воздействием хронического стресса, дофаминовая система становится гиперреактивной. Таким образом эффект от каждой дозы наркотика становится куда более ощутимым. Животные с нормальной плотностью рецепторов не нуждаются в дополнительной подпитке системы поощрения, поэтому для них риск расстройств самоконтроля ниже. Скорее всего, на людей хронический стресс действует примерно также.
К тому же хронический стресс физически меняет структуру необходимых для проявления силы воли областей мозга. У крыс, которых ежедневно помещали в тесные клетки, количество дендритов в медиальной ПФК падало - значит, меньше скорость обмена информацией и активность ПФК. Крысы, которых постоянно мучали, хуже справлялись с заданиями, требующими концентрации внимания. Когда ученые переставали их мучать, строение мозга возвращалось к норме, однако чем старше были грызуны, тем хуже восстанавливался их мозг.
Таким образом стресс длительный в буквальном смысле лишает организм способности противостоять соблазнам и планировать свою жизнь - ломая инструмент, при помощи которого мозг это делает.
еще и память ухудшается из-за длительного стресса. Проблемы с обучением и запоминанием возникали у крыс. которых мучали. Стресс изменяет схему выброса глутамата - основного активатора мозга.
Вообще наш организм эволюционно не приспособлен к длительному стрессу, он отлично приспособлен к кратковременному стрессу.
В условиях хронического стресса генетическая память о постоянном голоде заставляет нас непрерывно ЕСТЬ!!!
Виновато во всем вещество под названием нейропептид Y.
У современных людей высокий уровень кортизола - гормона стресса- едва ли не норма, но причина вовсе не в отсутствии еды.Однако воспитанный многолетней нехваткой пищи организм об этом не знает и пытается спасти себя от стресса, выделяя нейропептид. Итог: постоянно нервничающий житель мегаполиса все время хочет есть и поглощает кучу калорий, расползающаяся талия заставляет его нервничать еще больше, старательный гипоталамус "успокаивает" нейропептидом - и так до бесконечности.
К тому же у человека еще может быть "неправильный" вариант генов самоконтроля. То, насколько выраженной будет у человека реакция на стресс и соответственно как сильно она навредит организму, зависит от генов.
Кстати, даже пессимизм, как и другие виды темперамента, тоже зависит от генов!!
Вообще такое ощущение, что все в нас практически зависит от генов и от химии. Самое обидное, что на самоконтроль ребенка влияет стресс, который испытала мать во время беременности(

нервные клетки восстанавливаются)

Слушала сегодня лекции иерусалимского профессора: очень вдохновляюще он рассказывал.
Он говорил, что наш с вами мозг невероятно пластичен. Что при обучении в мозгу каждого из нас все время появляются новые шипики дендритов и синапсы: с их помощью постоянно улучшаются старые связи между нейронами и появляются новые.
Мало того. Раньшеу ученые были уверены, что нервные клетки не восстанавливаются: сколько дано при рождении, столько у тебя и будет всю жизнь. Но в 1997 году открыли такое чудо как нейрогенез! Нейроны в мозгу рождаются и у взрослого человека! Доказано их появление в области гиппокампа (отвечает за память, эмоции), и сейчас идут активные исследования в других областях мозга.
Будем Учиться, двигаться, все время открывать и познавать что-то новое - и развитие мозга может происходить до самой старости.
Разве это не вдохновляет?

зрение и координация не пассивны

Продолжаю смотреть лекции профессора Иерусалимского университета на тему мозга. Физика нейропроцессов, слава Богу, кончилась, теперь более интересные штуки начались) к примеру, он рассказывал сейчас про эксперименты на тему зрения, вернее, зрительного восприятия.
Ученые МАссачусетского университета Хельд и Хайн (1963) мучали несчастных котят)


С самого рождения 20 котят держали в темноте пару недель. Затем двухнедельных малышей парами катали в карусельке по три часа в день. Оба котенка получали зрительную информацию от движения внутри цилиндра. Но между их восприятием имелось одно важное отличие: первый котенок гулял свободно, а второй находился в корзинке, прикрепленной к центральной оси цилиндра. В результате оба котенка видели одно и то же – полосы, перемещавшиеся для обоих животных с одинаковой скоростью. Результат удивил исследователей: нормальное зрение развилось только у того котенка, который мог свободно двигаться. Тот, что сидел в корзинке, так и не научился правильно видеть.

Более того - тот, кто не мог двигаться, навсегда остался слепым и беспомощным!
То есть зрение напрямую связано не только с работой глаз и зрительного отдела мозга, но и с движениями всего тела. Или на научном языке формирование эффективной перцептивно-моторной координации возможно только на базе активного опыта.
так теперь и называется этот эффект - «Хелденхейн» (Held & Hein) .