? ?

Previous Entry | Next Entry

О, надо еще написать, что не устраивает в детях! :))) Кроме лени и нежелания учиться, о чем я сто раз писала.
КАкая-то проблема с памятью - на языки. У Семы на английский, у Ильи - на русский, соответственно. Сема путает глаголы все время: see и say, не может запомнить глагол live. Илья вечно забывает слова, которые три тыщщи раз долбили ему в мозг, потому что их не использует в жизни :((( Смотрит на слово "яблоко", которое учит третий год, как баран на новые ворота... ПРям трясет меня от злости или от отчаянья - не разберешь уже...
Скажете - долби чаще, заставляй говорить и читать. Говорить - пытаюсь, но не очень получается, поскольку он просто повторяет за мной, не вдумываясь (если хорошее настроение, если плохое - скулит и вредничает). Читать заставляю, но он быстро устает, 2-3 предложения прочитает и говорит с радостью: Все! Пора играть в комп!
И то - читает эти 2-3 предложения и спрашивает про каждое слово: кто? А слово "кто" у него заменяет все вопросительные слова. Действительно, зачем напрягаться и запоминать слова "что", "какой", "сколько", "Почему и "зачем", если можно одним словом спрашивать вообще все.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
ex_anaregin
Jan. 30th, 2012 10:50 am (UTC)
Мой почти восьмилетний, с рождения (точнее - еще до рождения) в храме, вчера в тысячный раз спросил, что означает "аллилуйя"... Я больше ничему не удивляюсь.
signora_
Jan. 30th, 2012 10:59 am (UTC)
Не скажем "долби чаще". Пока ребенку неинтересно, скучно, нет мотивации, он так и будет одно слово три года учить.
mashutka_alfi
Jan. 30th, 2012 11:07 am (UTC)
а какая у него мотивация, если его и так все понимают... :(
dz0rin
Jan. 30th, 2012 12:37 pm (UTC)
Верно. Но почему понимают-то (не понимаю)?.
mashutka_alfi
Jan. 30th, 2012 04:58 pm (UTC)
потому что он говорит очень выразительно и понятно жестами.
dz0rin
Jan. 30th, 2012 05:16 pm (UTC)
Это понятно. Но Вы по-моему правы: чтобы ребёнок начинал пользоваться речью, выходит, нужно, чтобы его понимали уже не столь хорошо с помощью одних только жестов. Тогда возникает мотивация что-то сказать ещё и словом (помню этот момент с обоими сыновьями; хотя, у нас конечно другая ситуация). Или жестовая речь в своё время усваивалась в отрыве от восприятия, скажем, речевой артикуляции + не было возможности что-либо слышать (аппаратов не было или работали совсем плохо)?..
mashutka_alfi
Jan. 30th, 2012 05:20 pm (UTC)
Нет, конечно у нас бывают постоянно ситуации, когда Илье недостаточно жестов, когда он хочет рассказать что-нибудь или объяснить. Но не может, ему речь очень тяжело дается, к сожалению...
dz0rin
Jan. 30th, 2012 05:32 pm (UTC)
Можно помочь, точно также как и хорошо слышащему ребёнку, только учитывая специфику. Закономерности всё-равно одни и те же. Давайте, на примере с яблоком попытаюсь рассказать, вдруг поможет? Ничего сложного...
mashutka_alfi
Jan. 30th, 2012 05:41 pm (UTC)
Давайте попробуем ;)
dz0rin
Jan. 30th, 2012 06:25 pm (UTC)
Давайте. Хотя я рискую повторить многое из того, что Вы уже неоднократно слышали, и всё-таки... Может быть это будет немного не то, о чём Вам говорили, или даже совсем не то...

Речь никому не даётся, скажем, через речевое общение.
Она также не даётся и посредством речевого общения + любимые логопедами картинки, или фотографии, или книжки, или диафильмы и всякие там познавательные фильмы и программы. Это всё создаёт запруды в её восприятии и усвоении.
И смысловая её сторона, и произносительная её сторона берутся ребёнком, как я понимаю, только через совместное общение + совместную деятельность. Причём, деятельность только предметно-практического характера (никакая игра, никакая творческая деятельность не дают такой возможности, особенно по-началу). Что такое предметно-практическая деятельность? - Та, которая имеет ввиду удовлетворение любой возникающей у ребёнка потребности (от желания попить что-нибудь, потом уже не просто что-нибудь, а конкретно сок, потом уже не просто сок, а, скажем, сейчас хочется именно яблочный сок... до потребностей познавательных, но опять же связанных с новыми, ещё незнакомыми и неосвоенными, крайне интересными предметами быта, труда, спортивными штуками и пр., смыслом и способами действий с этими предметами). Т.е. с яблоком нужно много чего попеределать, прежде чем речь, связанная с яблоком, не только станет вычленяться из потока обращённой к ребёнку речи взрослого и пониматься ребёнком, но и впоследствии наиболее легко может быть им использована в своей жизненной практике...
Прокомментируете?. Пойдём дальше?. (завтра вечером дайте знать, будем ли продолжать)
mashutka_alfi
Jan. 30th, 2012 06:37 pm (UTC)
даже боюсь себе представить, что можно переделать с яблоком...
я заставляю его говорить - что ты хочешь? мясо? или там яблоко? или спрашиваю - что это? но почти всегда приходится подсказывать слова, кроме молоко или каша...
dz0rin
Jan. 31st, 2012 12:57 pm (UTC)
Что можно переделать с яблоком?

"Ну, для начала съесть яблоко...(а до этого моют, играются с ним, смотрят, потонет ли оно в миске с водой, вообще, знакомятся тактильно, оценивают на вес, какое тяжелее, какое больше, кому большое яблоко, кому гладенькое?.. нюхают-наслаждаются, подбрасывают и ловят, манипулируют...))" А затем сохранить семечко спелого яблока, сохранившееся от съеденного и понравившегося фрукта (антоновка, скажем, подойдёт)... http://dacha.wcb.ru/index.php?showtopic=9849 с тем, чтобы впоследствии высадить молодую яблоню у себя на даче, во дворе, под окном... Информацию о том, как это сделать, легко найти в нэте. Главное, понять, для чего это нужно Вам, для чего это необходимо ребёнку.)

Дело в том, что не возможно понять, например, смысл слов "кислое", "сладкое", "кисло-сладкое", если каждый раз, когда ребёнок ест кислое и морщится, не звучит соответствующее слово=метка; + крайне трудно, особенно, если у ребёнка слабый слух, овладеть произносительной стороной слов, если в этот же момент ребёнок к тому же не имел возможности воспринимать мамину речь визуально (т.е. не видел в этот же момент ещё и артикуляцию близкого взрослого, его мимику, жесты; позже жесты могут как бы сокращаться, "подбираются"...). Причём, всё это не должно происходить в виде обязательного занятия. Это ж тяжко. Должна быть просто жизнь, а не обязаловка, правжа же? Не важно что делать, важно делать всё, что угодно, но интересное и увлекательное для ребёнка и для Вас лично совместное дело. Чем больше таких общих дел, чем они разнообразнее, тем больше возможностей для речевого (да и не только речевого) развития. Такая вот жизнь - и есть для ребёнка, не вполне овладевшего речью, самое важное и необходимое занятие. ИМХО.

Каждое слово (или речевая фраза, предложение, которыми взрослый комментирует процесс такой совместной деятельности) только тогда и становится в психологическом смысле собственно речью, когда им помечается действия самого ребёнка с каком-либо предметом, восприятие каких-либо качеств этого предмета в момент этих действий...), т.е. - весь комплекс ощущений, связанный с этой конкретной ситуацией, частью собственного опыта. Иначе говоря, словом можно считать только такую звуковую метку, за которой у ребёнка в сознании непроизвольно возникает наиболее полное представление об обозначаемом им предмете. Чем больше таких ощущений, переживаний, ассоциаций с реальными ситуациями из жизни вызывает слово, тем более психологически оно становится незаменимым... Чем меньше подобных ощущений и переживаний за каким-то конкретным словом, тем быстрее организм пытается избавиться от него, как от "бремени неудобоносимого", старается его забыть как нечто бессмысленное, затрудняющее общение и эффективное взаимодействие с окружающими, как обузу, ведущуою к нездоровью...
dz0rin
Jan. 31st, 2012 12:58 pm (UTC)
(продолжение)
Ещё один пример. Что даёт, скажем, изготовление соков из натуральных фруктов? Что означает для ребёнка "сочное яблоко", "а вот это не очень сочное"? - До тех пор, пока мы вместе с ребёнком не начнём делать соки из натуральных фруктов, ребёнку практически невозможно понять смысл данных слов.

А изготовление из яблок пирога? Шарлотка для начала подойдёт, её легко приготовить. После нескольких совместных опытов, ребёнок уже может это делать почти что сам, руководствуясь лишь инструкцией-подсказкой взрослого. Тут уже яблоко должно стать "пропечёным", а не оставаться "сырым": "Как? У нас пирог испёкся, тесто пропеклось, а яблоки почти что "сырые"?!.. - Так не годится, так мы никогда не попробуем пропечёного яблочка!.. А что случилось? Что мы сделали с этими яблоками не так, что они не успели пропечься вместе с тестом?.. Ты как думаешь?.."
А после Шарлотки можно научиться делать яблочный уксус. И вот Вам выход на изготовление тортов-бисквитов. Бисквит, насколько мне известно, был изобретён именно благодаря яблоку... Как изготовить яблочный уксус в домашних условиях: http://otvet.mail.ru/question/8203629/

А компотики?!..
А варенье-соленье-моченье и прочие вкусности?!..

Не надо бояться, надо понять, что без всего, без проживания со-бытий совместно с мамой вокруг яблока, яблони, культурного деревца, полукультурки, ранетки (продолжение темы яблок: а пробовал ли ты, сынок, вот такие мятные, с морозца, дикие яблочки-ранетки?..), без этого нет и не будет никакого смысла разговаривать с кем-либо, писать кому-либо что-то про яблоко, про яблоки. Если не будет соответсвующих со-бытий, связанных с этим фруктом, то слово это, в принципе, психологически абсолютно излишне. Тем более, если на более раннем этапе жесты уже успели почти полностью заместить собою вербальную речь взрослого. Нужно через всё это пройти как бы заново. ИМХО. Конечно, я ещё не вполне понял Вашу конкретную ситуацию, поэтому возможны разные инварианты, если уточните...

Это лишь один, смысловой, но крайне важный аспект речевого развития. Есть ещё и произносительная сторона, о которой можно поговорить чуть позже...
mashutka_alfi
Jan. 31st, 2012 02:10 pm (UTC)
это все прекрасно, но как быть, если со слуха все эти сочные яблоки-ранетки не воспринимаются совсем или воспринимаются очень ограниченно?
dz0rin
Feb. 1st, 2012 12:35 pm (UTC)
В том и соль, Мария, что восприятие - это не слух, не слуховые ощущения, взятые синкретно, отдельно от всего остального. Восприятием можно назвать только такой процесс, в котором практически все ощущения задействованы одновременно, когда процессы возбуждения/торможения идут во всех сенсорных зонах сразу, включая ту, которая менее сохранна, менее развита по сравнению с остальными (и несмотря на это функционирует, насколько может, настолько и функционирует). Но когда работает по преимуществу одна из систем (две-три), это уже по сути не есть восприятие. Нужно понять, что как только поток сенсорных ощущений ложится преимущественно на одну из систем, а тем более на самую слабую из них, так почти молниеносно в ней возникает запредельное возбуждение, следом за которым наступает глубинное торможение. А развитие в целом временно как бы приостанавливается...
Причём, в восприятии как психической функции все эти микропроцессы возбуждения/торможения в каждой из таких первичных зон, если их представить в виде графиков, указывающих интенсивность процесса в такую-то единицу времени, между собою абсолютно синхронизированы, сопоставимы как более маленькие матрёшки, помещённые в одной большой. Хотя, по-началу, с момента рождения они ещё никак друг с другом не связаны, каждая сенсорная зона изначально изолирована от всех других первичных центров, причём, изолирована пожизненно, между ними нет никаких пересечений (одна зона не накладывается на другую, не соприкасается с другой непосредственно, в течение всей жизни, как бы ни разрослась), и никаких нервных связей между зонами сразу после рождения ещё нет. Другими словами, ребёнок не рождается с функцией восприятия, хотя разнообразные ощущения у него имеются. И каждая сенсорная система работает сначала в своём ритме (поэтому каждая половинка тела новорожденного живёт и движется как бы сама по себе, все движения его раскоординированы, даже движения глаз).
Далее, эти первичные центры конечно развиваются. Но только вкупе со всеми остальными. Они должны постоянно находиться друг с другом как бы в состоянии резонанса, усиливая таким образом работу друг друга, поддерживая слабые центры...
(продолжу позже)
grigri
Jan. 30th, 2012 11:43 am (UTC)
Семе надо хорошие курсы, на которых в он научится говорить и проблем с пониманием глаголов не будет. У меня так было с французским - я его учила сама 2 года, а потом пошла на курсы и мне повезло с преподавательницей. Теперь,даже без разговорной практики, по фр я говорю лучше , чем по англ, причем слова, которые я когда-то проговаривала, сразу вспоминаются.
С Илюшей конечно не мне советовать. Я бы попробовала использовать его лидерские качества ( посмотри, другие уже знают это слово!), на насколько это возможно я, конечно, не представляю. Мне кажется, Илья просто развивается в своем темпе, и критериев и стандартов знания к опр возрасту для него в общем нет. Судя по тому , что ты пишешь, прогресс у него есть, и очень хороший.
mashutka_alfi
Jan. 30th, 2012 04:58 pm (UTC)
Верно, Рит, но тут возникают две проблемы с Семой: где взять хорошие курсы и время для них. :(
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

mashutka_alfi
Все ушли, а я останусь
Website

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow