Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Организаторы анализируемого опроса подошли к респондентам весьма милосердно, но даже и при таком подходе выясняется, что среди тех более чем 70% респондентов, которые считают себя православными, доля тех, кто не сомневается в существовании Бога, составляет менее 40%.

Менее щадящий режим применили авторы опроса 1997 г., проводившегося специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова. В их опрос был включен вопрос о вере в Воскресение Христово - самый принципиальный вопрос христианства: как писал ап. Павел в Коринф, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14; ср.: 15:17). Тогда на этот вопрос положительно ответили 40% респондентов в возрасте 18-24 года и лишь 33% - в возрасте старше 55 лет.

Таким образом, социологическая информация свидетельствует о том, что онтологического самоопределения в христианском духе достигла существенная, однако - не подавляющая часть даже тех респондентов, которые считают себя православными христианами.
Практически 92% крещеных респондентов живут в невенчанном браке, а среди ответивших на вопрос о желании венчаться (из тех, кто еще не венчан) - ¾ такого желания не выражают для себя, а около 1/3 - и для своих детей.
По данным более ранних опросов, ответ «я никогда не бываю в церкви» в 1999 г. дали 48,3% респондентов, в 2004 г. - 21% (по данным РОМИР). Таким образом, в сравнении с концом 90-х гг. мы наблюдаем явную положительную динамику, однако настораживает тот факт, что в 2000-х гг. цифры практически неизменны, а если подойти более строго статистически - можно говорить и о слабой понижательной тенденции. Однако как бы то ни было, общественное богослужение постепенно становится частью жизни значительно числа российских христиан, формируется потребность живого в нем участия (хотя бы в виде личного присутствия).
Основная часть респондентов «умом» осознает важность молитвы - об этом говорит уже тот факт, что лиц, считающих молитву необязательной, явное меньшинство (порядка 30%). Однако вот что настораживает: признавая молитву неотъемлемой составляющей жизни христианина, практически применить это свое знание готовы совсем не многие: порядка половины респондентов не молятся утром и вечером, существенно больше половины не молятся перед едой (а свыше 60% полагают такую молитву вообще ненужной) и 40-50% не молятся в течение дня (без привязки к «установленному» молитвенному времени).

Формирующееся «двоеверное», «двоедушное» состояние очень хорошо иллюстрирует отношение к молитве перед приемом пищи: порядка 30% респондентов уверены в том, что молиться перед едой нужно, но на деле молятся лишь около 18%, и в основном - дома, видимо, чтобы не фиксировать на людях свою религиозность. С одной стороны, эта «молитвенная скромность» кажется похвальной - ведь и Христос сказал: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:5). Однако, с другой стороны, Он же сказал и о том, что «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33).
С одной стороны, результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что в российском обществе, отказавшемся от вульгарного атеизма (хотя трудно сказать, в какой степени это произошло сознательно, а в какой - ситуативно, благодаря политическим обстоятельствам, приведшим к падению советской идеологической машины и сделавшим религиозное мышление своеобразной социальной «модой»), налицо серьезный христианский религиозный потенциал.

С другой стороны, опрос показывает, что этот потенциал, ускоренное развитие которого ожидалось в последние 18-20 лет, по-существу, еще не начал активно использоваться ни личностью (которая, в значительной степени, сочетает в своем мышлении вероучительные истины с причудливыми суевериями, пытаясь заменить в сознании штампы вульгарного атеизма бытовыми штампами вульгарного, или - как его принято еще называть - «народного» христианства), ни Церковью как общественной подсистемой (в плане сознательного возврата к реализации своего всесоциального статуса[21]), ни обществом в целом (в плане отношения к Церкви как к равноправному социальному партнеру, а не только как к «подлежащему» объекту государственного нормативно-правового регулирования и налогообложения).
http://www.pravkniga.ru/intlibs.html?id=1800
Tags: Россия, люди, православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • История России в трусАх

    Невероятно интересное интервью с Викторией Севрюковой https://youtu.be/doHg91oBSyw Женщина 19 века - женщина в клетке, абсолютно беспомощная, не…

  • (no subject)

    😁😁😁 «Скьяпарелли нашла применение нейлону и другим новым материалам, раньше других стала шить наряды из синтетики. Однажды Диану Вриланд, работавшую…

  • Чайка в МХТ Чехова

    Итак про сам спектакль - режиссёр Оскарас Коршуновас. Сыграли все отлично. Много известных актёров: Станислав Любшин (Сорин), Александра Ребёнок…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments