Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Category:

доклад по Шуму и ярости Фолкнера

Начало ХХвека можно назвать временем южного возрождения. Появляются новые южные писатели, отписывающие окружающая действительность, все их произведения основаны на южном мифе. Не в силах как-то смириться с гражданской войной, конфронтацией с севером, что север отрицает ценности юга, а впоследствии не в силах смириться с проигрышем в войне, южане создают свой миф о прекрасном аграрном мире, об единении человека с природой, об аристократах, леди чиста и непорочна, а южный рыцарь честен, брав, удал, отличный охотник. При этом все это далеко от действительности, но южане воспринимали свой образ жизни как единственно верный, очень гордились своим аристократизмом, а северян воспринимали как меркантильных пройдох. Прогресс, индустриализацию, движение цивилизации вперёд они не принимали, считали, что гражданская война - зависть северян по отношению к таким прекрасным здоровым южанам. Они выпускали журнал «Беглец», манифест «Моя позиция», в нем формулировались их ценности. Фолкнер был воспринят ими как глава движения, хотя Фолкнер под манифестом не подписывался. Весь этот южный миф казался ему узким и однобоким, и искажающим действительность. Он понимает, что нельзя цепляться за прошлое, тем более мифологизируя его и делая более приятным и притягательным, в этом нет возможности действительного освобождения от тех грехов прошлого, которые юг с собой несёт. Фолкнер считал, что вина юна неизбывная - это рабство и захват земли, сначала индейской, потом у чернокожих, бесконечное белое узурпаторство. Но при этом он испытывает недоверие к прогрессу. это выражается в его позиции: не существует того, что было, есть только то, что есть.

И когда южане воюют с северянами, для них принципиаль­но прежде всего отстаивание этих качеств, этих свойств: идет мир денег, и мы им про­тиво­­по­ставляем свое благородство, честь, доблесть и тому подобное. И, конечно, мы погибнем, мы проиграем, потому что ценности всегда проигрывают. Это романы про то, как постепенно умирает Юг, как он деградирует. В каждом из своих романов Фолкнер использует схемы так называемых плантаторских романов. В плантаторском романе обязательно есть усадьба, есть хозяин усадьбы, есть дочь; там обяза­тельно появляется, например, какой-нибудь чужак, который соблазняет эту дочь; обязательно есть брат, который вызывает на дуэль этого чужака; обязательно есть какие-то черные, которые являются верными и преданными слугами. Фолкнер обязательно пользуется этими схемами и показывает, насколько они мифоло­гичны и не работают; в каждом его романе схема начинает распадаться. Использует миф и показывает, насколько он далёк от реальности. Пессимистичность Фолкнера:
Невозможность принять идиллическое прошлое, невозможность принять идиллическое будущее. Возникают таким образом две сложные темы, проходящие лейтмотивом через все его творчество: тема времени, причём неоднозначно трактуемого, символом становится часы без стрелок. Время для персонажа Фолкнера чаще субъективно, оно у каждого своё, чаще не линейное , или циклическое, а такое, какое ему комфортно - в соответствии с его личной травмой. Другая тема - тема мифического, желаемого восприятия действительности. Миф у Фолкнера - способ переосмысления прошлого, подстроить действительность под себя. К южному краю отношение неоднозначное: он и любит его, и тоскует по нему, и не может не критиковать его.
Поток сознания - Шум и ярость, каждый из рассказчиков по своему запутан в мифах прошлого, каждый запутан в своём сознании, не в силах его преодолеть. Множество цитат- библейские, греческие мифы, Шекспир - 3 основных источника у Фолкнера). Библейские цитаты характерны для юга , потому что бытует миф о неграх как потомках Хама- проклятого отцом за то, что надсмеялся над Ноем, увидев его обнаженным.
Фолкнеровское повествование не хронологично: для того, чтобы понять, что случилось, нужно прочесть всю книгу. Первым обратил внимание Сартр: хочется людям последовательных событий, которых нет в Шуме и ярости. Но когда читатель начинает выстраивать последовательность событий, понимает, что получается совсем другая история, чем у Фолкнера. Необходимо попытаться разобраться во временных отношениях. Название - Цитата из 5 акта Макбета, он отвечает монологом на весть о том, что леди Макбет умерла.

Life’s but a walking shadow, a poor player
That struts and frets his hour upon the stage
And then is heard no more. It is a tale
Told by an idiot, full of sound and fury,
Signifying nothing».

Жизнь — ускользающая тень, фигляр,
Который час кривляется на сцене
И навсегда смолкает; это — повесть,
Рассказанная дураком, где много
И шума и страстей, но смысла нет» (М. Лозинский).


Фолкнер начинает с буквализиррования этой цитаты. Поэтому роман начинает с первой части, написанной от лица идиота, который не умеет говорить и ничего не понимает. Его сознание застыло где-то на уровне 3-летнего возраста. В Страстную пятницу Бенджи исполняется 33 года. Это отсылка к Христу не работает, потому что Бенджи ничего не понимает, он не отличает одно событие от другого. Все они - от 3 до 33 лет- сливаются в одно пятно для него. Не понимает причинно-следственных связей. Личное время Бенджи тесно связано с временем Кэдди, она единственная, кто всегда возится с Бенджи, Кэдди восстанавливает для него равновесие в мире, без неё мир неустойчив. Сознание Бенджи - наиболее мифологическая система, время постоянно закольцовывается вокруг Кэдди. Но вокруг Бенджи полно запретов, которые в основном исходят от матери - миссис Компсон, она ипохондрик, сидит заперлись у себя домой, ничего не разрешает. Запреты наполняют жизнь детей. В сознании Бенджи запреты накапливаются- их ничего не снимает. Единственный, кто нарушает запреты- это Кэдди. В доме похороны бабушки, детям об этом не говорят, негры проговариваются, что у белых похороны такие же, как у чёрных, дети не верят. Кэдди забирается на дерево, чтобы посмотреть в гостиную на похороны. Для Кэдди смерть временна, она восстаёт против запретов. Доя Бенджи смерть - это предел, овраг, где лежат кости -бездна. Для него и грушевое дерево тоже связано с утратой, потому что Кэдди залезает туда и исчезает , он начинает безумно кричать, потому что ему страшно. Следующий момент - свадьба Кэдди. Смерть и свадьба в первобытном сознании всегда увязываются. Запреты - верхние этажи дома, когда Кэдди уехала, его перестали туда пускать. Луг - где он очень любил играть, но который продали, чтобы Квентина отправить учиться. Нижние этажи и двор - вот куда его пускают, пространство низа, на ручей тоже нельзя, но негры его туда водят, Бенджи все время куда-то рвётся: он рвётся к воротам, чтобы высмотреть Кэдди. История, полная шума и муки непонимания, рассказана устами Бенджи. Следующий эпизод рассказан от лица Квентина - старший брат. Эпизод похорон бабушки, где Квентин не может преодолеть то страшное, что происходит. И он не шарахается от запретов, как Бенджи, не понимая их, и не может их нарушить, как Кэдди, он пытается все, что происходит внешне, перевести во внутренний план, в план чуткого осознания, эмоционального переживания. Поэтому когда кэдди ведёт всех посмотреть, Квентин уходит в сарай, пытается размыть реальность того ужасного, что происходит. Для него все события зациклены на падении Кэдди, на его неосуществивщейся драке с ее ухажером, на ее свадьбе. Квентину кажется, что прошлое можно изменить, переписать, время для Квентина замерло в той истории с Кэдди, он всегда туда возвращается, для него грехопадение сестры равно смерти. Ему также кажется, что можно умереть за кого-то другого. Лучше бы он вместо Кэдди лишился девственности (совершил грехопадение), тогда бы все было в порядке. Собственно эта навязчивая мысль его приводит и к самоубийству: «если я умру, это каким-то образом оправдает Кэдди. При этом отец с ним не согласен: он считает, что нельзя умереть за кого-то, можно просто умереть. Квентин считает своё самоубийство мужественным, а отец нет. Помимо спора с отцом, интересна последняя ремарка отца, что все события временны. Ярко проявляется особенность времени в романе, а именно его неподвижность. Время для героев романа лишено будущего. Они все возвращаются в события прошлого, тем самым извлекая его на свет и проживая в настоящем ещё раз. И никогда эти события не увязаны с событиями, которые за ними последуют. Даже Джейсон, преследуя Квентину, думает о прошлом, он не думает: вот я сейчас ее поймаю, он думает: вот она убежала. В этом лишенном будущего времени даже Квентин рассказывает о событиях, которые происходят с ним сейчас, в прошедшем времени. Потому что только так их можно укрепить в действительности. И более того в этот последний день он подрался с одним из молодых людей, но когда происходит драка, сознание Квентина переключается на его ссору с Эймсом- ещё одним ухажёром сестры. Событие прорегистрировать в момент, когда оно происходит, оказывается невозможным. Джейсон- младший брат Квентина и Кэдди, с его восприятием событий мы знакомимся в первой же части на похоронах бабушки. Джейсон всегда стоит особняком от остальных детей, он с ними не водится. Мать его всегда выделяет, называя своей единственной опорой. В нем Бэксоновского (девичья фамилия) больше, чем Компсоновского. Он ябеда, не очень приятный пацанёнок. И он это делает не со зла, он сосредоточен на поломке, на утрате, что-то пошло не так. Например, когда ребята перед возвращением играли у ручья, куда им не велено было ходить, Кэдди испачкала штанишки- аллюзия на то, что с ней происходит потом. Джейсон говорит, что он все расскажет и Кэдди выпорют, Квентин говорит, что не расскажет, помнишь, какой я тебе лук сделал? А Джейсон отвечает, что он уже сломался. И вот этот уже сломавшийся лук - это та логика, которой подчинено все не просто в системе ценностей Д, но в том как он воспринимает время. Д всегда помнит о всех долгах. Но он делает это не потому, что ему так уж важны деньги. Но важно, что ему недодали, самый большой должник Д - это женщины. Потому что это мать, которая ничем не помогает и разболтала всех остальных детей, они непутевые, ещё продала луг. Кэдди - когда выходила замуж за Герберта, тот обещал Д должность в банке на севере. Но Герберт бросил Кэдди - должности не получил. И эта должность для Д- отобранная должность, которую ему должны, за которую он должен сквитаться со всеми ними. Поэтому он недружелюбен по отношению к Кэдди, которая переводит деньги на воспитание своей дочки Квентины. Деньги эти Квентин кладёт себе на счёт. Следующий должник- Квентина. Помимо того, что она дочь Кэдди, которая должна Д, и причина, по которой Герберт бросил Кэдди и Д лишился должности, это ещё и то существо, которое нарушает пространство Д, пространство дома. Она все время куда-то убегает, ее нужно ловить, выводит Д за пределы города. За пределами города, где все подчинено деловым отношениям, Д чувствует себя некомфортно. Как только он попадает в лес, гоняясь за К, у него тут же начинает болеть голова, он теряется, не знает, куда ехать. И Квентина буквально нарушает пространство дома, когда разбивает окно, залезает к Д, чтобы забрать у него деньги и сбежать со своим ухажёром. Все время для Д не просто закольцовывается, но он ведёт отрицательный ход времени,
все всегда идёт в обратную сторону - в сторону долгов. Именно поэтому Д всегда повторяет, что ему катастрофически не хватает времени. Потому что оно никогда не идёт вперёд. Север , на котором он должен получить должность, и с которого ему приходят телеграммы про биржу, является для Д олицетворением чудесной страны, в которой у него все есть, ему все додали, но которая не реализуется. Этот же отрицательный ход времени для Д - источник постоянного беспокойства. Поскольку он как будто бы находится под постоянным гнётом того, что что-то должно пойти не так. Обстоятельства всегда против Д. Он на всех безумно злится. Для Д Бенджи является олицетворением легкости бытия, Д завидует двум типам людей- мертвым, над которыми не властны больше обстоятельства, и он завидует идиоту, которому ничего не надо и который ничего не понимает и не вынужден бежать вперёд. Четвёртая часть - пасхальное воскресенье, от лица повествователя. Сквозным действующим лицом является старая негритянка Дилси, которая всю жизнь заботится о Компсонах. Она готовит, велит неграм делать, что нужно, может успокоить Бенджи. Она не жалуется, не устаёт. Дилси вот это разрозненное время всех персонажей соединяет в общее время, с Небесами в том числе. На Пасху обращает внимание только Дилси. Не все негры одобряют , что Бенджи идёт с ними, потому что люди говорят. На что Дилси говорит, что это болтает лишь белая шваль. Церковь есть церковь, а Бенджи есть Бенджи. В церкви читает приезжий священник - как маленькая престарелая обезьянка. Речь похожа на речь белого. Из проповеди становится ритуалом, в который они все вовлечены. Но при этом нельзя сказать, что раз Пасха и сквозная фигура объединяющей Дилси, происходит торжествующее обновление или воскрешение. Образ Церкви соседствует с образом балагана, где выступал ухажёр К, где Д нападает на повара, который чуть его не убивает. И это совершенно безумный поступок для Д, который несмотря на мстительность и обиду, поступает рационально. Противостоит церкви не только балаган (с которым сравнивается жизнь Коспсонов, Д говорит, что у него жизнь - сумасшедший дом, негры - лентяи, Бенджи- идиот). Дом- это также и темница, надзирателем является мать со всеми ее запретами, которые только усугубляются. Но она же и затворник в этой темнице, она затворник своих переживаний, несчастий, она говорит, что Бог ее за что-то наказал детьми, но муж умер, сын покончил с собой, другой идиот, третий всем недоволен. На фоне всего этого остаётся непреложным тот факт, Бенджи так и остаётся несчастным идиотом, который точно также плачет в церкви, не понимая, что происходит, немного успокаиваясь, когда поёт хор. Который плачет, когда они возвращаются.
Неразличимый шум постоянного мычания Бена, который автор описывает как полный вселенской муки. За этим шумом рассказана история падения одной южной семьи. Потому что если посмотреть на судьбу каждого из ее членов, это упадок, деградация, от чего-то здорового к нездоровому. Эта неспособность вырваться за пределы того времени, которое каждый из персонажей себе выбирает. И поэтому одним из символов, наиболее значимым для понимания романа, становится циферблат без стрелок. Это часы К, которые дарит ему отец. И К утром того дня, о котором рассказывает, разбивает часы и вырывает стрелки. Время может быть абсолютно любое. Но при этом часы продолжают идти, К слышит их тикание.
К всегда срывается на определении времени. Человек - это сумма того и сего, сведённая в конечном итоге к ничему (слова отца). Не очень радостная история)
У Фолкнера все истории жуткие. Любое произведение Ф показывает упадок семьи. Упадок семьи неразрывно ассоциируется с упадком юга, не выдержали испытания традиции юга. Мы создаём себе этот миф, мы в нем живем , а он не оправдывается временем. По мысли Ф гражданская война закономерно заканчивается поражением юга. Соответсвенно семья, которая живет в рамках этих традиций, она символически в пределах художественного текста отражает тот упадок, который общий для всего юга. Фолкнер любит юг, нежно и безумно, при этом не принимает проявлений его. «Если мы не осмыслим бомбу , мы заново ее изобретем».
Но трагедия Компсонов в том, что осмыслить, принять и пережить ни один из персонажей не может. Для них бомба не просто была, а она каждую секунду взрывается, и из этого вывод никакой не делается, ничего не следует. Счастливых историй в этих обстоятельствах быть не может.

Tags: Книжный клуб, книги, литература, литературоведение, писатели
Subscribe

  • (no subject)

    Позвонила сокурсница по жестовому языку: так тепло стало. Говорит: мы тебе привезём яйца, куличи, не переживай. Хорошо, когда есть люди, готовые…

  • Кимры

    этот город мне очень понравился, хотя некоторые дома запущены и выглядят грустно. Так бы хотелось, чтобы кто-нибудь взялся и восстановил ,…

  • (no subject)

    Вчера было заседание по Фолкнеру Книжного клуба: очень хорошо прошло, я рада. Я столько материалов выложила по Фолкнеру в группу, что мне кажется, он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments