«Лучшая художественная проза современная — это Фолкнер. Но Фолкнер — это взломанный, взорванный роман, и только писательская ярость помогает довести дело до конца, достроить мир из обломков», — Варлам Шаламов.
Роман «Шум и ярость» организован вокруг Страстной Недели. Первая часть романа происходит в Страстную субботу- это символ человеческой боли , когда Христос на кресте .
Даже негритёнок маленький знает, что Бенджамин начнёт реветь, плакать . Он специально подводит этого огромного 33-летнего идиота к полю, чтобы тот услышал имя сестры и почувствовал острую боль. Негритёнок- обыкновенный садист, он просто издевается над этим умственно отсталым человеком, по-своему мучает его.
А третья часть - Страстная пятница - это день Распятия. Это монолог того, кто распинает Христа- монолог Джейсона.
Четвёртая - Воскресение Христово, Пасха.
Первая, третья, четвёртая часть , получается, немного перепутаны (сб, пт, вс).
Вторая часть - это что? монолог второго сына, Студента Гарвардского университета, Квентина, интеллектуала, 1910 год за 18 лет до того- зачем такой громадный отступ? Зачем эти 18 лет? потому что это пространство, к которому возвращаются монологи Бенджи и Джейсона.
Очень важны отношения их всех ко времени. Первая часть - монолог идиота- для него нет времени, он не различает прошлое, настоящее, оно вечно присутствует в его сознании.
А вот вторая часть: для Квентина наоборот- время как режущий нож. Не зря он разбивает часы, спрашивает, какой же час в Вечности. Джейсон в третьей части все время спешит, пытаясь поймать племянницу и всегда тщетно. И лишь в четвёртой части негритянка знает, что часы идут неправильно: она если хотите , хозяйка времени. Проповедник как раз на Пасху приглашён в этот крохотный городишко, сначала он читает на англ, а потом переходит на диалект, и все рыдают, плачут.
И как раз негритянка и Бенджи - они спасутся, они воскреснут, они для Вечности.
Почему в конце Бенджи ревет, когда неправильно объезжают памятник не с той стороны? Это тоже символизм: ничего нельзя менять, потому что перемены несут только утраты, только горе, катастрофы. Фолкнер здесь против реформ, как самый настоящий реакционер. Север раздавил Юг, а Фолкнер на стороне патриархального Юна, с его традициями и тп.
Вениамин- 33 года (кастрация- распятие).
Фолкнер создавал миф об юге, на этом маленьком пятачке сосредоточена вся история мира, вся история человечества.
Далее про повесть «Медведь» 1942 г Медведь - тотем, свящённое животное, похож на человека.
Повесть об инициации мальчика в мужчину. Медведь по моему мнению гениальная вещь, но о ней мало кто знает.
охота требует выносливости, сообразительности. Бал - тоже охота) Охотится весь природный мир. В повести Фолкнера Медведь большую роль играет охота с собакой, приручение собаки.
В охоте есть смерть, насильственная смерть страшна и загадочна. Вспомните убийство Каином Авеля. Кровь должна быть внутри, это тайна жизни, когда она проливается, это святотатство, это осквернение тайны жизни. Кровь играет большую роль у Фолкнера, Хемингуэя.
В чем красота охоты?
Фолкнер нашёл такие слова про питье на охоте: «И бутылка тут же непременно, так что ему казалось: все те прекрасные и ярые мгновения мужества, ума, быстроты и сметки сгущены, превращены в буроватый напиток, предназначенный не для женщин, не для детей и подростков, а единственно для причащенья охотников не кровью, ими пролитой, а неким конденсатом дикого и бессмертного духа, и пьют его скупо, даже смиренно — не в низменной и тщетной надежде язычника, что питье даст сноровку, силу и проворство, а в честь этих высоких качеств. С виски, естественно, и началось, иначе и быть не могло — так казалось ему в это декабрьское утро». Питье виски - вид богослужения, в честь мужества, отваги, сметки..
Охота - возвращение к истокам, полное бытие, полное бодрствование человека, он полностью включён в этот момент.
Вспомните Моби Дик : 2/3 земли залиты водой, это значит, что воды Всемирного Потопа никуда не ушли, Кит с именем собственным - дух, ветхозаветный персонаж. У Фолкнера тоже медведь с именем - Большой Бен, Бен - опять Вениамин - дитя старости, из Ветхого завета.
Почему кит белый- все многоцветье мира, все 7 цветов соединяются в белый цвет! Капитан невероятной силы воли Ахав, сделал ногу из китового уса. Кит - судьба, если капитан - воля человека, то судьба уже вошла в него в виде ноги из китового уса. Как у Томаса Манна санаторий в Волшебной горе - это вся Европа, потерявшая Бога, ориентиры и тп, также и вся команда корабля Ахава- человечество без Бога и ориентиров. И когда в финале Ахав бросает гарпун, а Моби Дик как щепку расплющивает лодку Пекод, остаётся в живых только Измаил, а кто такой Измаил? Сын служанки Агари от Авраама. Когда жена Авраама Сара родила в старости Исаака, то изгнала Агарь с Исмаилом в пустыню, Измаил стал родоначальником 12 племён измаилитов. Как на Руси называли татар? агаряне. Мелвилл говорил, что написал злую книгу и чувствует себя чистым как агнец.
«Моби Дик» - Фолкнер и Хемингуэй вдохновлялись, конечно же, этим великим романом. Фолкнер говорил, что хотел бы написать подобную книгу: величие античной трагедии, человек вовлекаемый судьбою и вовлекающий в гибель других.
Во всех трёх книгах нет женщины. Мать из «Шума и ярости» даже до Библии не может дотянуться, так и не открыла, а в храм идут старая негритянка и слабоумный Бенджи.
Фолкнер, когда закончил Шум и ярость, он сказал литагенту: «I had written my guts into”- я вписал мои кишки в эту книгу».
Достоевский тоже «вписывал свои кишки» в Бесов, в Записки из подполья, но он бы так не сказал, потому что слишком громко, нескромно, но Фолкнер- южанин , он же вообще пафосный поэт, стиль Хэма наоборот - аскеза, диета, никаких эмоций, никакого пафоса, как у Фолкнера, предельная сдержанность, холод, как айсберг: одна восьмая над водой, 7/8 под водой, сдержанность создаёт напор, вы догадываетесь, что это снаружи предельная прозрачность и лаконизм, а внутри шевелится хаос.
Фолкнер - Достоевский, Хемингуэй - Толстой. Есть каталог библиотеки Фолкнера . библиотека скромная - меньше 1000 томов. Так Братьев Карамазовых - 3 экземпляра разных! 2 понятно- 2 разных англ перевода. Но 3 экземпляр - дубликат! Чтобы можно было кому-то дать почитать, то другой бы остался у него.
Можно представить, что Шум и ярость - 1 часть- монолог Алёши, 2 часть - Дмитрия, 3 - Ивана.
4 часть - негритянка Дилси, с ней Фолкнер себя отождествляет, ее система ценностей - это его система ценностей. Братья - нет.
4 раза пытался рассказать одну и ту же историю и потерпел поражение. 4 раза какая история рассказана разными авторами ? Евангелие, конечно! 3 первые евангелия синоптические, примерно одна и та же история. А четвёртая Иоанново- не синоптическое. Это как раз православное, византийское евангелие считается. В начале было Логос . Логос - это гораздо более богатое значение, чем наше «слово», потому что логос - это даос , это мировой порядок, по которому космос развивается.
Точно также у Фолкнера: четвёртая часть не похожа совсем на первые три».
()
https://m.vk.com/wall-79876841_10296