Categories:

Ассертивность и агрессия

Способность утверждать самого себя, то есть ясно, открыто и непредвзято вы- ражать и отстаивать в ходе разговора свою позицию, называется в межличностной коммуникации ассертивностью (от англ. to assert — утверждать, отстаивать, за- щищать). Ассертивность как коммуникативная позиция противоположна уступчи- вости, склонности к подчинению. Чрезмерно уступчивый партнер склонен отвечать на запросы других, не выражая открыто собственных запросов и нередко вопреки им. Ассертивный партнер, в противоположность, активно действует в своих инте- ресах: не боится задавать вопросы, запрашивать дополнительную информацию, от- стаивать, при необходимости, свои права. Подчеркнем, что ассертивность — важное коммуникативное качество. Уметь выражать себя — свои восприятия, переживания, потребности, ожидания — личная ответственность каждого в разговоре. Другие не смогут выразить нам поддержку (осуществить конфирмацию), если не представляют, чего мы хотим и что для нас значимо. Как отмечают коммуникативные эксперты, в разговоре всегда есть разность интересов и не всегда бывает возможным удовлетворить интересы каждого, но всегда есть возможность озвучить и услышать голос каждого, в том числе и голос самого себя [Wood, 2010].
Ассертивность важно не путать с таким распространенным типом коммуника- тивного поведения, как агрессия, агрессивность. Вот как определяет коммуни- кативную агрессию Д. Инфанте, много лет посвятивший ее изучению: это исполь- зование «символической силы с целью, как минимум, одержать верх и нанести ущерб и, как максимум, поразить или уничтожить предмет нападения» [Infante, 1987, ссылка по: Eichhorn et al, 2008, с. 40].
Два наиболее распространенных вида коммуникативной агрессии — враждебность и вербальная агрессия. Под враждебностью в коммуникации понима- ется использование вербальных и невербальных символов для выражения раз- дражительности, негативизма, обиды и подозрительности [Infante, 1988]. Человек, проявляющий враждебность, стремится обесценить другого и его идеи, подозри- телен, часто чувствует себя в оппозиции к окружающим и испытывает удовлет- ворение при виде вреда, нанесенного другому [Eichhorn et al., 2008, выделено О. М.].
Другая разновидность коммуникативной агрессии — вербальная агрессия — часто проявляется в ситуациях спора, когда участникам не хватает умений аргументированно представить и защитить свою позицию и они вместо этого нападают на личность своего оппонента. Под вербальной агрессией понимаются вербальные действия или высказывания, нацеленные на то, чтобы нанести ущерб Я-образу и самооценке партнера. Приемы вербальной агрессии разнообразны. Это могут быть нападки на личность другого, включая его компетентность (уме- ния и способности), внешность или происхождение. Это могут быть подкалывания, высмеивания, негативные сравнения, обругивания, обвинения, угрозы, оскорбления, в том числе сексуального характера. По меткому замечанию одного из исследователей, «похоже, у людей нет недостатка в способах, как нанести удар по самомнению другого, уязвить и причинить боль» [Wigley, 1998, ссылка по: Eichhorn et al., 2008, c. 42].
https://caer.wildapricot.org/resources/Documents/Ch4-Apr-19-2011.pdf
Агрессивный партнер достигает целей, прибегая к не- гативным и деструктивным тактикам закрытой коммуникации: дисконфирмации, защите-нападению, угрозам, унижению, осуждению и обвинению, перекладыва- нию ответственности на другого. Ассертивный партнер использует позитивные и конструктивные тактики открытой коммуникации: дескриптивные высказыва- ния, язык личной ответственности, язык точности и открытости, язык равенства и коллегиальности.
Запомним два главных принципа ассертивной коммуникации. Ассертивный партнер: 1) коммуницирует свои личностные смыслы — что я чувствую, думаю, как воспринимаю то, что происходит в разговоре, «где мое я» в этом разговоре; и одновременно 2) коммуницирует свое уважение к личностным смыслам парт- нера — к его восприятиям, мыслям, переживаниям и ожиданиям.
В заключение отметим, что умение быть ассертивным проходит истинную проверку в коммуникации с агрессивным партнером, когда мы вынуждены от- вечать на агрессию. Не поддаться на тон агрессии и не ответить тем же — многие ли из нас могут признаться, что готовы к этому?