Р. Бар-Он автор аббревиатуры «EQ» (коэффициент эмоциональности), даёт очень широкое определение эмоционального интеллекта, определяя его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями» [90, с.88].
Он выделил пять сфер компетентности (или компонентов эмоционального интеллекта), которые, в свою очередь, состоят из субсфер:
1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
2) навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
В 1990 году П. Сэловей и Дж. Мэйер впервые определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий»