Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

Гоголь (сериал)

Сейчас такой хайп идет на тему сериала по Зулейхе: как только не поливают создателей сериала, а также Чулпан Хаматову, сыгравшую главную роль. Реплики звучат типа: Оскверняют нашу историю: показывают, что в нашей стране был ГУЛАГ! Татары возмутились, что их записали в политзаключенные! Это же так позорно -быть политзаключенными, они же действительно за дело были сосланы в лагерь... (фейспалм - вот что я могу показать только на такие мысли...)
я могу долго тут писать про то, что наше общество до сих пор еще не пережило ужас раскулачивания и гулага, не переработало и отворачивается, не желая признать свою историю, не желая признавать "бессмертный барак", а желая признавать тлько "Бессмертный полк". Но я не хочу.
И я пока не посмотрела сериал, хотя книга мне очень понравилась. Может, посмотрю позже, когда выйдут все серии, хотя я боюсь, что сериал будет слабее книги.
Но ладно. Мы тут посмотрели поделку - хоррор "Гоголь" из 8 серий с Петровым в роли Гоголя. Это конечно, трэш, и я вам не советую смотреть, но есть в этой фигне и хорошие эпизоды. ПРежде всего, когда вплетают реальные эпизоды из жизни Гоголя (первую свою романтическую поэму он сжег), или разговоры со слугой Гоголя, или девочка - дочка кузнеца, совершенно дивная, ясноглазая. Но, конечно, могли бы сделать получше, а не так топорно. Как-то доработать сценарий что ли, ляпы убрать, проработать получше сюжет.

Но я хотела не об этом. Я хотела про готическое) То есть в том числе и про то, что создает ужас. Какая разница между гоголевским вариантом и вариантом создателей сериала про него.
В гоголевском варианте - противостояние зла и добра, нечисти и христианского народа, сочетание языческих преданий и христианских представлений, иногда в противоречии, иногда во вполне гармоничном слитии и сочетании. То есть - вся нечисть отпугивается только христианской верой, молитвами, крестом. У создателей сериала ничего такого нет. Вроде как от нечисти романтическая любовь помогает, а вроде как и нет. Меловой круг вот помогает хорошо, но стоит доске отойти, и в твое горло вцепится монстр с гнилыми зубами (у Гоголя Брут умирает от страха! Никто его не грызет!)
Почему-то от Панночки Хома Брут в сериале защищается какими-то темными заклинаниями (и тогда возникает вопрос: как от нечисти можно защищаться ее же заклинаниями?)
Очень неприятно, как создатели сериала клевещут на отца писателя: у них Василий Гоголь продает душу дьяволу, чтобы Николай выжил, а не умер, как другие его братья. И именно от этого (то бишь от дьявола) у его сына Николая такие видения, поэтому он - темный. Зачем тогда Николай борется с нечистью? Если создатели хотят сказать, что в Николае есть зачатки зла, что в его душе борются темные и светлые силы, надо было это как-то обозначить, представить некие противоречия между христианским и дьявольским, но нет: просто заявляется, что Гоголь темный. И все. И дочку кузнеца в ведьмы записывают и тоже эту тему как-то странно развивают. Типа - бывают добрые и злые ведьмы что ли? Так получается?
То есть вот этот постмодернистский подход, когда не то что нет однозначно добрых и злых людей и в одном человеке есть и то и другое, а когда просто нет никакого добра и зла, и тогда вообще непонятно, что против чего борется? Что за око Саурона (Вий)? все эти ведьмы бесчисленные. Байстрюк. Если это зло, то где тогда добро?
вот оказывается, как это называется по-научному: "Наиболее показателен в изображении женщин в фильме Е. Баранова прием эквивокации, разноосмысленности одного и того же. Так, в серии «Гоголь. Страшная месть» живущая в лесу ведьма – не просто отшельница, но явно колдунья, у которой Лиза и Мария получают очень сильный магический предмет – обруч, лишающий колдуна его волшебной силы и бессмертия, – неожиданно пускается в христианскую проповедь: «Не Божеское дело вы затеяли. Месть – удел грешников!»
Ну и конец с разгадкой, кто Всадник... как-то совсем не о чем. А вот с Пушкиным мне понравился эпизод) очень мило и задорно получилось)
нашла интересную научную работу про сериал: "В российской массмедийной среде в последнее время Гоголя стали называть родоначальником отечественного хоррора, что, конечно, преувеличение в историческом плане, если помнить и иметь в виду мрачные фантазии как предшествующей, так и современной ему романтической литературы. Хоррор как искусство пугать для развлечения открыл именно кинематограф. Современный человек любит бояться в режиме удовольствия, уходя таким образом от монотонности реального бытования. Сам факт переноса объясним не только отсутствием у массового человека исторической памяти, но и актуализацией в постмодернизме характерного для Гоголя взгляда на мир, где все границы сдвинуты. где все мутирует и где действуют силы, значительно превосходящие человеческие. Речь идет именно о стихии или хаосе, который окончательно выходит на культурную арену именно в конце эпохи модерна".
"Хома Брут у Е. Баранова становится экзорцистом, этаким Ван-Хельсингом в украинском сеттинге. Сегодняшний экран более всего демонстрирует торжество магического мировосприятия. Так, из гоголевского мира исключаются наиболее сложные темы его жизнетворчества: иррационально-трагическое христианство, неспособность к любви, несчастное сознание, антиномия веры и таланта".
Для романтиков, современников Гоголя, характерен не просто интерес к смерти, а вытаскивание на поверхность всех связанных с нею бытовых страхов и наслаждение ими. Заживо погребенные (случайно или умышленно) не умирают и могут еще вернуться к жизни. Такие случаи описаны как в устных быличках, так и в романтической литературе, например, в романе Р. Л. Стивенсона «Владетель Баллантре». Не только Гоголя страшило погребение заживо. М. Цветаева предостерегала в предсмертной записке «не похороните живой!». В рассматриваемом фильме Е. Баранова в сцене с проснувшимся в гробу Гоголем обыгрываются как наиболее архаические, так и совсем современные смыслы. Происходит сюрреалистическое соединение возвышенного и смешного [Жижек 2011]. Как известно, по происхождению слово «ужас» родственно семе «узость» – застревание, оцепенение и отсутствие дыхания. Для Гоголя – тема принципиальная, ассоциирующаяся в «Страшной мести» с прижизненным окаменением и наказанием длительностью ожидания свершения судеб (мотив, почти буквально повторенный М. М. Булгаковым в «Мастере и Маргарите»). В то же время рука, простертая из земли свежей могилы, иронично отсылает зрителя к множеству подобных картинок, в частности, к «Семейке Аддамс». Таким образом, разрушение родового сознания, сознания связи с родной землей отражается в «коллективном сновидении» фильма перекодированием эсхатологического мотива. Если у Гоголя зов родной земли превратился в пожизненный страх, то здесь мы присутствуем при осмеянии хтонической мифологии.
http://edu.vspu.ru/culturex/files/2013/05/SHHeglova-L.V_Saenko-N.R_PLAY-GOGOL_Postmodernistskaya-interpretatsiya-rannego-Gogolya-v-seriale-E.-Baranova.pdf
Tags: Гоголь, рецензия, сериал, сериальное, ужас
Subscribe

  • сериально-киношное

    Посмотрели " Голиаф" с Билли Бобом Торнтоном - 1 сезон еще ничего, но уж очень тягучий, 2 сезон не вытянули. Посмотрели советское кино " Виринея"…

  • (no subject)

    Посмотрела еще серию Любви в спектре. Так хорошо понимаю родителей, которые хотят везде соломки подстелить и везде пытаются сопровождать своих…

  • Любовь в спектре

    Посмотрела сегодня первую серию этого документального сериала (ссылку давала раньше, посмотрите, если будет возможность, стоит того). И ощущала себя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • сериально-киношное

    Посмотрели " Голиаф" с Билли Бобом Торнтоном - 1 сезон еще ничего, но уж очень тягучий, 2 сезон не вытянули. Посмотрели советское кино " Виринея"…

  • (no subject)

    Посмотрела еще серию Любви в спектре. Так хорошо понимаю родителей, которые хотят везде соломки подстелить и везде пытаются сопровождать своих…

  • Любовь в спектре

    Посмотрела сегодня первую серию этого документального сериала (ссылку давала раньше, посмотрите, если будет возможность, стоит того). И ощущала себя…