но литературная американская готика не имеет отношения к этому полотну)
Готическая литература появилась во 2-й половине 18 века в Англии. На рубеже XVIII и XIX вв. готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в континентальной Европе. Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто», назвав его готической историей. Так за несколько десятилетий до появления исторического романа готика объявила моду на пугающее и привлекательное прошлое. Экзотическое позавчера и образ трагических злодеев стали источником вдохновения для целого поколения английских и немецких романтиков на рубеже веков — от Байрона до Клeйста и Тика. Тот же Байрон убедительно доказал, что готика работает не только в прозе: термин «байронический герой» стал применяться именно к демоническим мужчинам из его поэм. Романтики с головой ушли в готику, и зачастую их судьбы напоминали истории их героев. Так, роман «Франкенштейн» написала жена утонувшего в озере поэта-романтика Перси Биши Шелли — Мэри. Трагедия монстра, созданного сумасшедшим ученым и ищущего любви, стала классикой готики и одновременно одним из первых научно-фантастических произведений.Во многом именно женщинам (как писательницам, так и читательницам) готический роман обязан своей популярностью. Именно они первыми оценили то приятное волнение, которое провоцировали мрачные истории. Отрефлексировать запросы населения на готику взялась Джейн Остин. В 1817 году вышел ее роман «Нортенгерское аббатство» — первая известная пародия на готический дискурс, главной героине которого — любительнице готических романов — всё время видится сверхъестественное и таинственное в обычной жизни.
В XIX веке готика вовсю завоёвывала Америку, где прижилась в первую очередь в форме рассказа. Эдгар По, Натаниэль Готорн, Амброз Бирс и Генри Джеймс экспериментировали с короткой формой и оставляли в готических историях место для неоднозначных трактовок. Готика составляет огромный и очень важный пласт американской литературы. Оказывается, "Моби Дик", роман Германа Мелвилла, это архетипичный готический роман! Кроме того, проза По, Лавкрафта и Амброза Бирса сделала готику идеальным сеттингом для научной фантастики.
Готическая литература генерирует страх. Эмили Диккинсон называла этот эффект «ужасно до дрожи»: Tis so appalling - it exhilarates. При этом ужас готический далеко не отвратителен, он больше сходен с катарсисом. Даже если есть натуралистичные сцены, они лишь фон: насилие или body-horror должны выступать декорациями к каким-то идеям и сложным душевным переживаниям. внутри готического романа часто происходит смешение добра со злом, иногда даже в рамках души одного из героев.
Но саамое интересное, что есть ответвление американской готики - южная готика (представительницей которой, правда облегченной ее версией, как раз и является "УБить пересмешника" Харпер Ли). к характерным готическим мотивам здесь добавляется историческое наследие и коллективное бессознательное американского юга — от индейцев и рабов до католицизма и вуду. Действие в них происходит в бывших рабовладельческих штатах, превратившихся в запустелую и обнищавшую глубинку. Самые главные черты южной готики: изматывающая, изнуряющая жара, внешнее благополучие, под которым таится ужас преступлений и внутреннего неблагополучие (домашнее насилие, инцест, издевательства над темнокожими), какие-то странные - то ли больные, то ли безумные, поврежденные и физически и психически персонажи. В произведениях южной готики ключевую роль играет трагедия американского Юга, который болезненно трансформируется и никак не хочет подчиниться культурно чуждому ему Северу. Не желая принимать всеобщую идею американской мечты, южане интуитивно стараются придерживаться безнадежно устаревших традиций и норм поведения предков, но в результате лишь нищают, спиваются, деградируют и тонут в собственной жестокости, отравляемые расовой нетерпимостью и религиозным фанатизмом. Как правило, (анти)герои южноготических произведений переживают состояние духовного апокалипсиса, вызванного чувством вины или тяжелым прошлым, а отличительной особенностью жанра является погружение читателя в полный ужаса и безысходности внутренний мир персонажей, душа которых либо постепенно разлагается и умирает, либо уже мертва.
Фолкнер, Капоте, Теннеси Уильямс - наиболее яркие представители южной готики.
Современная южная готика - Донна Тартт и ее роман "Маленький друг". Первый сезон сериала "Настоящего детектива" - яркий пример южной готики.