Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

американская готика

Сегодня состоялось зум-заседание Книжного клуба: очень насыщенное и интересное было! Посвящено "Убить пересмешника". Таира рассказала про американскую готику. При этом словосочетании у всех всплывает картина

но литературная американская готика не имеет отношения к этому полотну)
Готическая литература появилась во 2-й половине 18 века в Англии. На рубеже XVIII и XIX вв. готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в континентальной Европе. Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто», назвав его готической историей. Так за несколько десятилетий до появления исторического романа готика объявила моду на пугающее и привлекательное прошлое. Экзотическое позавчера и образ трагических злодеев стали источником вдохновения для целого поколения английских и немецких романтиков на рубеже веков — от Байрона до Клeйста и Тика. Тот же Байрон убедительно доказал, что готика работает не только в прозе: термин «байронический герой» стал применяться именно к демоническим мужчинам из его поэм. Романтики с головой ушли в готику, и зачастую их судьбы напоминали истории их героев. Так, роман «Франкенштейн» написала жена утонувшего в озере поэта-романтика Перси Биши Шелли — Мэри. Трагедия монстра, созданного сумасшедшим ученым и ищущего любви, стала классикой готики и одновременно одним из первых научно-фантастических произведений.Во многом именно женщинам (как писательницам, так и читательницам) готический роман обязан своей популярностью. Именно они первыми оценили то приятное волнение, которое провоцировали мрачные истории. Отрефлексировать запросы населения на готику взялась Джейн Остин. В 1817 году вышел ее роман «Нортенгерское аббатство» — первая известная пародия на готический дискурс, главной героине которого — любительнице готических романов — всё время видится сверхъестественное и таинственное в обычной жизни.
В XIX веке готика вовсю завоёвывала Америку, где прижилась в первую очередь в форме рассказа. Эдгар По, Натаниэль Готорн, Амброз Бирс и Генри Джеймс экспериментировали с короткой формой и оставляли в готических историях место для неоднозначных трактовок. Готика составляет огромный и очень важный пласт американской литературы. Оказывается, "Моби Дик", роман Германа Мелвилла, это архетипичный готический роман! Кроме того, проза По, Лавкрафта и Амброза Бирса сделала готику идеальным сеттингом для научной фантастики.
Готическая литература генерирует страх. Эмили Диккинсон называла этот эффект «ужасно до дрожи»: Tis so appalling - it exhilarates. При этом ужас готический далеко не отвратителен, он больше сходен с катарсисом. Даже если есть натуралистичные сцены, они лишь фон: насилие или body-horror должны выступать декорациями к каким-то идеям и сложным душевным переживаниям. внутри готического романа часто происходит смешение добра со злом, иногда даже в рамках души одного из героев.
Но саамое интересное, что есть ответвление американской готики - южная готика (представительницей которой, правда облегченной ее версией, как раз и является "УБить пересмешника" Харпер Ли). к характерным готическим мотивам здесь добавляется историческое наследие и коллективное бессознательное американского юга — от индейцев и рабов до католицизма и вуду. Действие в них происходит в бывших рабовладельческих штатах, превратившихся в запустелую и обнищавшую глубинку. Самые главные черты южной готики: изматывающая, изнуряющая жара, внешнее благополучие, под которым таится ужас преступлений и внутреннего неблагополучие (домашнее насилие, инцест, издевательства над темнокожими), какие-то странные - то ли больные, то ли безумные, поврежденные и физически и психически персонажи. В произведениях южной готики ключевую роль играет трагедия американского Юга, который болезненно трансформируется и никак не хочет подчиниться культурно чуждому ему Северу. Не желая принимать всеобщую идею американской мечты, южане интуитивно стараются придерживаться безнадежно устаревших традиций и норм поведения предков, но в результате лишь нищают, спиваются, деградируют и тонут в собственной жестокости, отравляемые расовой нетерпимостью и религиозным фанатизмом. Как правило, (анти)герои южноготических произведений переживают состояние духовного апокалипсиса, вызванного чувством вины или тяжелым прошлым, а отличительной особенностью жанра является погружение читателя в полный ужаса и безысходности внутренний мир персонажей, душа которых либо постепенно разлагается и умирает, либо уже мертва.
Фолкнер, Капоте, Теннеси Уильямс - наиболее яркие представители южной готики.
Современная южная готика - Донна Тартт и ее роман "Маленький друг". Первый сезон сериала "Настоящего детектива" - яркий пример южной готики.
Tags: Книжный клуб, США, интересно, книги, литература, литературоведение
Subscribe

  • Дочитала Фейтфул-Плейс

    Действительно, Наташа права: heartbreaking книга. Жалко всех. Местами просто плачешь, не можешь по-другому… Вот это- что самые близкие вернее всего…

  • самая низкая рождаемость в Корее

    Рассказали сегодня: сейчас в Южной Корее самая низкая рождаемость в мире - в 2024 коэффициент рождаемости составил 0,76. (В Северной повыше -1.9…

  • (no subject)

    я сегодня консультировала, такая была мама последняя клевая, прям вдохновила меня! Столько раз сказала: спасибо, вы мне очень помогли ! Очень было…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments