Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

запилю-ка я сюда доклад Кучерской по Лескову

Оказывается, Майя Кучерская пишет уже несколько лет биографию Лескова для ЖЗЛ, сделала доклад в рамках Седьмой конференции митрополита Антония Сурожского на тему «Концепция практического христианства в прозе Лескова на материале хроники «Захудалый род».
«Захудалый род стал попыткой понять, как можно воплотить Христовы заповеди в обычной жизни. Этот вопрос всегда занимал Лескова.
Княгиня Протозанова, сохранив благородство и достоинство, сумела сохранить христианскую добродетель: ее часто ставят в ряд с лесковскими праведниками. Но в отличие от всех них Протазанова- дворянка.
Ядро такого дворянства- нравственное благородство, совершенство, дворянское достоинство, слитое с христианской добродетелью. «Славные дела должны украшать род».
Лесков писал образ с оглядкой на реальную дворянку Анастасию Мосальскую, которая была очень демократична.

Захудалый род - это череда великолепных по силе исполнения портретов, не всегда связанных сюжетными нитями.
Княгиня - вдова, растит двух малолетних сыновей, дочь ее учится в Питере, княгиня получает предложение замужества от соседа, но отказывает, однако тот жаждет объединения земель с соседскими, поэтому женится на ее дочери и отъезжает в заграничное путешествие.
Очень мало событий в повести , главная цель - рассказать про людей, каких уже нет и не будет. Ни одного дурного персонажа в имении Протозановой нет. Персонажи Лескова - не совсем люди, скорее монументы, такие они величественные. Очень добрые положительные герои уравновешены 2 комическими персонажами.
Главная задача дворянства - забота о народе, пропитанная христианскими ценностями. Очень человечно, деликатно, демократично ведёт себя Протозанова, крестьяне ее называют «народной княгиней». Она становится самой богатой женщиной губернии
Анатомия благородства в произведении, сословного дворянского свойства. «Тому, кто всегда унижен и оскорблён, легко быть сострадательным, но трудно сохранить своё достоинство». Достоинство может сохранить только обладающий властью. Тем не менее ценит Протозанова Рогожина - Дон Кихота, берегущего в себе настоящий благородный дух, пусть голодая.
Княгиню сравнивают с Огненным столпом , ведущим в пустыне всех за собой.
Мало человеческого в ней зато, нет слабостей, говорит очень театрально, каждое слово может быть высечено в камне. Догматизм, морализаторство, к которому она так склонна- удивительно, как это терпят в высшем петербургском обществе. Залог ее духовной свободы- возможность жить отдельно от государства, от склок, это было бы невозможно, не обладай она имением, богатством, независимостью. Ее ахиллесовой пятой оказываются дети, которых надо подготовить к жизни за пределами идеального мира имения княгини. Она отправила дочь против воли в Петербург, но хотя бы сыновей хочет воспитать в своём духе, для этого находит учителя Червева. И здесь противоречие - если княгиня хочет воспитать их в христианском духе, они не смогут стать чиновниками, офицерами, царедворцами, не смогут найти социальное применение, а будут просто людьми.
Последнюю главу Лесков написал в 1889 г, когда он переживал увлечение толстовскими идеями, когда взгляды Лескова на государство и церковь изменились и ужесточились. В этой главе Червев выступает бессребренником, отвергающим официальную церковь. Княгиня прозревает, видя, что с таким бескомпромиссным христианством дети ее не смогут жить в обществе.
Княгиня отпускает странного учителя, вскоре его отправляют в ссылку за завиральные идеи (по доносу зятя княгини). Вскоре приходит распоряжение княгине отправить сыновей на учебу в Петербург. Наступает пора внутреннего заката княгини. В 3 дня она постарела и сгорбилась, навсегда перестала шутить. Все это вызвано болью от вторжения государственной власти в ее жизнь, что лишает ее прежней свободы. В итоге она становится нахлебницей собственных сыновей.
Очень странную проповедь начертал Л: он начертал идеал христианина и дворянина, и с неменьшей убедительностью показал, что он невоплотим в жизнь.
Он этот роман не закончил, были проблемы с публикацией, Лесков так рассердился на Каткова и Русский вестник, потому что Катков редактировал по своему усмотрению , что не написал завершения.
Лесков только и делал, что двоился. Вышла книга воспоминаний о нем современников. Один из посетителей увидел великолепный крест, в который была инкрустирована неприличная картинка- в этом весь Лесков, он был раздвоенным человеком. И ещё была история: когда уже Лесков увлекался толстовством, посетитель застал его горячо молящимся на коленях, Лесков так смутился этим, что притворился, что ищет на полу пуговицу...
Он за живую церковь, а не за мертвую, он за соблюдение заповедей, против разных бессмысленных законов.
Он никогда не терял веры в Христа, похоже потерял веру в РПЦ как вместилище истины.
Он очень тонко понимал религиозное чувство, видел и передавал сложнейшие оттенки российского религиозного чувства, и сам был глубоко религиозным человеком.
Tags: Толстой, книги, литература, люди, писатели
Subscribe

  • (no subject)

    очень интересно. «Удовлетворенность от безотчетного отождествления себя со своей ролью в обществе, о которой говорил Чжоу Жудэн, — это только…

  • (no subject)

    Скачала книжку про повседневную жизнь китайцев, правда, пораньше, чем Сон в красном тереме, но какие же они все-таки совсем-совсем другие (спасибо,…

  • (no subject)

    А, забыла, я же ещё в бассейн сходила перед этим! пока плавала , думала про рукопожатность. Вот недавно обсуждали МХАТ Горького: там трудится…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments