Сказав ребенку: «Ты очень собранный человек», ты заставляешь его подумать: «Это не совсем так…» Но существуют и такие похвалы, которые ребенку легко принять и которые повышают его самооценку. Такая похвала состоит из двух частей. Сначала взрослый описывает то, что ребенок сделал. («Вижу, ты отлично подготовился к завтрашним занятиям. Ты выполнил все домашние задания, заточил карандаши, собрал учебники и даже приготовил себе завтрак».) А потом ребенок, услышав перечисление своих достижений, хвалит себя сам, понимая, что похвала вполне заслуженна. («Я умею вовремя собираться и все планировать заранее».)
Дети не любят похвалы, связанные с оценками. Они сразу же отвергают их. Иногда они даже сознательно начинают вести себя плохо, чтобы доказать, что взрослые ошибались.

Джейн: Да, это так. Описательная похвала – дело более трудное и требующее времени. Но зато какое благотворное действие она оказывает на детей!
Мария: Я понимаю, что вы хотите сказать, но если ребенка постоянно критикуют и никогда не хвалят, то не лучше ли для него будет услышать «Ты хороший мальчик», чем не услышать ничего?
Джейн: Если ребенок голодает, то будет рад даже сухой корочке. Но зачем ограничиваться малым? Мы хотим дать нашим детям эмоциональную поддержку, которая поможет им стать независимыми, творчески мыслящими людьми с активной жизненной позицией. Если с нашей подачи они будут постоянно ждать одобрения со стороны других людей, то чему мы их научим?
Я: Нельзя доверять себе. Всегда нужно чье-то мнение, чтобы понять, правильно ли ты поступаешь.
Мария: Не самый лучший урок, правда?
Джейн: Да, потому что мы хотим, чтобы наши дети доверяли собственному мнению, обладали уверенностью в себе и могли понять, удовлетворены ли они собственными словами и поступками. А потом исправляли ситуацию, опираясь на собственные оценки.
Учителей нужно поощрять за то, что они пытаются понять и удовлетворить потребности своих учеников.
• Родителей нужно поощрять за то, что они каждый день ведут очень сложную работу по воспитанию детей.
• Детей нужно поощрять за то, что они пытаются понять мир вокруг себя и найти свое место в нем.
В моей идеальной вселенной все люди стараются помочь друг другу и отметить достижения друг друга. В такой ситуации каждый человек чувствует себя оцененным по достоинству.
Памятка
ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ ПОХВАЛА / КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ДОМА И В ШКОЛЕ
Ребенок: Я написал стихотворение о поезде. Вам нравится?
Взрослый: Отлично! Ты – настоящий поэт!
Вместо того чтобы оценивать, вы можете:
1. Описать то, что услышали или увидели.
«Тебе удалось передать стук колес поезда. Ты нашел хорошие рифмы…»
2. Описать свои чувства.
«Мне показалось, что я действительно сижу в вагоне поезда, который несется по равнине».
* * *
Взрослый: Посмотри только, сколько ошибок ты сделал! Ты можешь работать лучше!
Вместо того чтобы критиковать, вы можете:
3. Указать на то, что еще нужно сделать.
«Достаточно исправить орфографические ошибки в паре слов, и твое стихотворение можно печатать в журнале!»
Любое одобрение хорошо к месту. Но если вы хотите, чтобы ваши слова нашли отклик в душе ребенка и произвели впечатление, постарайтесь предварить их описанием. Вот несколько примеров.
Ты знал, что я буду беспокоиться, придя с работы и не застав тебя дома, поэтому оставил мне записку с телефоном друга, по которому я могла тебя найти. Такое поведение вполне можно назвать ответственным.
Ты рассказал мне о том, что произошло в школе, хотя знал, что я могу рассердиться. Ценю твою честность.
Какой замечательный коллаж! Ты использовала нитки, клей, пуговицы и туалетную бумагу, а получилось настоящее произведение искусства! Ты – хороший художник!
В каждом случае вы указали причину похвалы. Ребенок понимает, что заставило вас похвалить его, и не чувствует себя обязанным постоянно соответствовать вашим ожиданиям.