С кем боролся Христос? Что так мучило его, что Он до кровавого пота молился? Такая тоска охватила Его сердце.
Мне кажется, в Нем боролось божественное и человеческое. Человеческое восстало против неизбежной смерти и стало сражаться за собственное существование. И это очень нам понятно.
В самом деле: Господи, ну неужели нельзя по-другому? Ну почему так необходимо переносить вот это вот все, что ждет Его завтра и неотвратимо движется на Него темной мглой, позвякивая цепями и поблескивая факелами? Неужели нельзя просто встать и выйти из этого сада: пожить еще, принести много пользы этим людям, исцелить сотни больных, утешить тысячи отчаявшихся... И Иуда, может, не повесится тогда.
Ну Боже, в самом деле, ради кого жертвовать Собой? Посмотри: даже Его ученики не рядом с Ним в самую тяжелую минуту. Один раз в жизни Он их попросил побыть с Собой: утешить, поддержать в тоскливом одиночестве. И это лучшие из людей! Что же говорить об остальных? Ведь завтра Он столкнется с самыми худшими: жестокими, грубыми, равнодушными, циничными. И каждый из них постарается сделать Ему побольнее: и физически, и душевно.
И все человеческое во Христе вопило и отвращалось от неизбежных страданий, потому что даже совершенный, безгрешный Человек не хочет боли и смерти, ведь смерть чужда человеческому естеству. И ангел ободрял Спасителя (а не сатана искушал, как у Гибсона показано).
Потому что это искушение было самым трудным. Ни дьявол в пустыне, ни Петр со своими безыскусными речами не могли так искусить Христа. Но настоящий Иисус, не тот, который показан у Скорсезе, а реальный Христос, выстоял и в этом испытании. Человеческое смирилось, склонилось перед Божественным. Должно было совершиться то, что было задумано и ради чего Он воплотился. Силы тьмы должны были возобладать над Ним, чтобы Он победил смерть.
Я думаю еще про апостолов. Это мы горюем в Великую Пятницу, зная, что послезавтра нас ждет Праздник Праздников. А они не знали этого. Хотя Христос говорил им это, они пропускали это мимо ушей и сердца. И вот перед ними мучают их любимого Учителя. Все Его слова оказываются в их глазах пустым звуком. Что они должны были испытывать? Какие мысли проносились в их головах?