Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

про пьянство в деревне

«К пьянству отношение снисходительное. Осуждаются только те, кто за водку закладывает домашний скот или одежду. В престольный праздник, Успение, пьянство начинается сразу же после обедни и продолжается 2 – 3 дня. Крестьяне небольшими группами ходят друг к другу и везде выпивают водку. Часто в нее для крепости подмешивают нюхательный табак. Многие пьют до тех пор, пока не свалятся».
Начало 1860-х гг., по свидетельству современников, было отмечено резким всплеском сельского пьянства. Оценивая отмену крепостного права, историки в основном акцентировали внимание на благоприятных факторах этого события для развития крестьянства. Действительно, после отмены крепостного состояния и общего смягчения политического режима, у сельских обывателей стало больше свободы.И эта свобода употреблялась не только во благо. Утрата социального контроля со стороны помещика
вела к росту девиантного поведения вчерашних крепостных крестьян. В деревне увеличилось употребление спиртного. Резко пошла вверх кривая деревенской преступности, прежде всего за счет имущественных преступлений и преступлений против личности.

К сожалению, спаивание русской деревни было выгодно власти :((
С отменой откупной системы подешевела водка. В пореформенный период потребление алкоголя в стране возросло. Для власти средства, полученные от реализации спиртного, выступали надежным источником пополнения доходной части бюджета. С ведением винной монополии в стране (1894 г.) «пьяные деньги» приносили до трети поступлений в государственный бюджет страны. По свидетельству современников, питейные заведения в городах работали с раннего утра до позднего вечера, а в выходной открывались по окончанию обедни.В 1880 – 90-е гг. алкогольная волна буквально захлестнула русскую деревню.
К началу ХХ в. увеличилось душевое потребление алкоголя, а следовательно, и величина
денежных средств, расходуемых населением на приобретение спиртных напитков. В Курской губернии при населении около 2 млн. человек в 1900 г. было выпито вина на 10 млн. р. По данным профессора И.Х. Озерова, в 1913 г. на алкоголь в среднем на душу по стране тратилось 6,83 р., что составляло 10,8 % душевого дохода.
И вместе с тем: в деревне пили гораздо меньше, чем в городе.
Душевое потребление хлебного вина (водки) в начале ХХ в. составляло в деревне – 1,2 ведра, а в городе на каждого взрослого мужчину в год приходилось около 4 ведер сорокоградусной. Доля лиц среди крестьян, имевших пагубное пристрастие к вину, была незначительной.Большой знаток сельского быта, Н.М. Астырев в работе «В волостных писарях» (1898 г.) писал: «Пьяниц в крестьянском миру очень мало, один два на сотню, наоборот, 8 – 10 на сотню найдется совсем не пьющих».

То есть пили немного, в основном, по праздникам.
Уникальным явлением отечественной истории стало трезвенное движение начала ХХ в. Не по принуждению сверху, а напротив, вопреки, сопротивлению власти, тысячи сельских обществ по добровольному почину отказывались от употребления спиртного. Мужики, как в то время говорили, давали зарок не пить. Свою поддержку народной инициативы выказала Русская Православная Церковь. В материалах Тамбовской духовной консистории сохранились десятки конспектов проповедей приходских священников, в большинстве которых сельские батюшки неустанно бичевали грех винопития. На страницах епархиального журнала регулярно появлялись статьи, содержание которых должно было помочь сельским священникам в их проповеднической деятельности, направленной на искоренение этого порока. Священнослужители оказывали активную помощь в создании добровольных обществ трезвости. К 1914 г. в приходах Курской губернии действовало 112 обществ трезвости (из них городских только 15).
Среди причин сельского пьянства следует выделить, наряду с другими, и психологический фактор.Еще земская статистика заметила, что пик потребления алкоголя в русской деревне приходился на окончание сельскохозяйственных работ, на это период приходилось и наибольшее количество сельских свадеб. По всей видимости, выпивка для крестьян являлась единственно доступным удовольствием, дававшим возможность на время забыть обычную тяготу и неприглядность жизни. «Ведь как мы работаем! – Ну, тоже и праздновать хочется. А как нам праздновать? В городе у вас киатры (т.е. театры) разные, музыка, катанья да гулянья, – а у нас какое веселье? Выпьешь бутылочку, зашумело в голове – вот и весело, вот и все наше мужицкое веселье!!!»
Tags: Россия, алкоголь, деревня, история, крестьяне, люди
Subscribe

  • тоска

    У меня с этим карантином нет вообще никакого желания. Ничего не хочу. Ни куличей, ни яйца красить. Зачем это все, если на Пасху я опять дома буду…

  • Кимры

    этот город мне очень понравился, хотя некоторые дома запущены и выглядят грустно. Так бы хотелось, чтобы кто-нибудь взялся и восстановил ,…

  • Талдом

    После музея мы съездили в Талдом - крохотный город , Пообедали там в кафе со странныммназванием Funny lime. посетили местный историко-литературный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment