Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

отлично провели заседание по Вергилию

Все было очень быстро и по делу: мало было докладов. Но народу было достаточно: 7 человек, не пришлось доплачивать за Каминную комнату.
Если кому интересно, вот мой доклад по Энеиде)
Энеида
Вергилий -- рослый, крепкого телосложения, смуглый. В Неаполе прозвали недотрогой. он великолепно делал всякие предметы -- мастер. Вергилий тщательно работал над стихами. Он работал над Энеидой каждый день: диктовал несколько строк писцу, потом их редактировал, доводя иногда до нуля.
Вергилий - редкий случай, когда человека объявляют живым классиком, при его жизни дети изучают в школе его стихи. Когда Вергилий входит в театр, ему воздают такие же почести, как и Августу. Статус Вергилия столь велик, что Август просит его почитать новую поэму, но поэт долго отказывается. Глава государства Август не может заставить поэта почитать Энеиду. Энеиду Вергилий начинает писать в 29 году до нашей эры и пишет 10 лет, не закончив до самой смерти. Кстати, мы узнали эту поэму только благодаря Августу, потому что Вергилий завещал сжечь Энеиду, если не успеет завершить правку. Но к счастью, душеприказчики обратились сначала к императору.
Вергилий - человек очень замкнутый, интроверт, не особо любил говорить с другими людьми, однако умел великолепно читать свои произведения: родная сестра императора Октавия упала в обморок после чтения отрывка из поэмы и ее долго не могли откачать. А Август заплакал. Потому что Вергилий читал как раз отрывок про Марцелла- сына Октавии и племянника Октавиана Августа, которого тот очень любил и хотел передать ему власть, но он погиб совсем молодым.
В оригинале стихи Вергилия совсем другие - производят невероятное впечатление. Мы не можем полностью воспринять красоту его стихов. И перевод Брюсова - совсем не то, хотя он и пытался перевести буквально: "Тот я, который когда-то на нежной ладил свирели песнь и, покинув леса, побудил соседние нивы, да селянину они подчиняются, жадному даже (труд, земледелам любезный), - а ныне ужасную Марта брань и героя пою, с побережий Тройи кто первый прибыл в Италию, роком изгнан, и Лавинийских граней к берегу, много по суше бросаем и по морю оный, силой всевышних под гневом злопамятным лютой Юноны, много притом испытав и в боях, прежде чем основал он город и в Лаций богов перенес, род откуда латинов, и Альба-Лонги отцы, и твердыни возвышенной Ромы"
Римляне все время соревновались с греками. с Одной стороны - было очень важно, чтобы все было как у греков, и даже лучше: догнать и перегнать. Буколики Вергилия - как Феокрит, много заимствований. Георгики - поэма о сельском хозяйстве, дидактическая - Гесиод. ещё и философская,(Вергилий не только писатель, но и философ). С другой - отстранение от греческой роскоши, изнеженности, возвращение к истинно римским добродетелям: строгости, скромности, морали.
Эпоха, в которую жил Вергилий была очень непростой. Совсем недавно были массово организованные репрессии - проскрипции, 2/3 земель в Италии поменяли своих хозяев, было мощное восстание против этого, закончилось массовыми казнями участников. Казалось, что Рим уже погиб- тяжёлое время. поэтому хотелось совсем противоположного: мира, любви на лоне природы. Государство строит свою идеологию на восстановленной целостности возвращения к прошлому.
Август очень проницательный политик, он первым понял в полной мере значение для монархического строя идеологического воздействия, осуществляемого не наивным методом самовосхваления восточных царей, а гораздо более тонко. Он умел представить свою политику как выражение нужд общества. Октавиан после прихода к власти простил всех противников в гражданских войнах, хорошо отзывался о своих противниках, провозгласил лозунги мира, наступившего "золотого века". Рим наконец выполнил предначертанную от века миссию, покорил все народы и справедливо правит ими к их же благу, весь обитаемый круг земель признал его величие. Отсюда стимуляция римского патриотизма (требование, чтобы все римские граждане ходили в тоге), окончательное оформление "римского мифа" у Вергилия и Тита Ливия, реставрация древних культов и традиций, прославление будто бы вновь оживших римских добродетелей, осуждение "восточных суеверий". Все эти мотивы непосредственно связывались с личностью заслугами, добродетелями самого Августа, который осуществил "римский миф".
Социальная демагогия Августа была опасна: проповедь завершенности истории Рима. И вроде как удовлетворены требования, за которые шла веками борьба между сенатом и популярами. Однако в реальности все было совсем не так, как декларировалось. Был Кризис коллективных целей и больших идей, все растущая экономическая зависимость, коснувшаяся всех слоев общества. Материальная зависимость влекла моральную. Прежде только раб вынужден был говорить не то, что думает, лгать и изворачиваться. Теперь же льстить и угодничать приходилось и свободнорожденным. Все эти вопросы обсуждались в философских школах: Стоицизм, платонизм, пифагорейство. Сенека настойчиво повторяет, что человек как частица космоса подчиняется господствующей в нем необходимости. "Для трудно достижимой добродетели нужен руководитель и вождь, пороку же научаются сами".
Поборов страсти, человек становится свободным. При такой позиции для философа не имеет значение форма правления, поскольку значение имеет лишь свобода внутренняя. Тридцать тиранов щадили Сократа, а став свободными, Афины убили его, так как в счастливой и процветающей республике царят зависть, ненависть и тысячи других пороков. Лучше подчиняться власти добровольно и без страха, ибо тот, кто боится -- раб.
Но вместе с тем, герой Сенеки - Сократ, ибо "лучше умереть, чем жить как мертвец". Во многом взгляды Сенеки очень противоречивы. "Самое лучшее и безопасное",-- утверждает Тацит в "Анналах",-- это идти своим путем где-то посередине между излишней дерзостью и безобразной угодливостью".
Вергилий в первую половину своей жизни был скорее в оппозиционных кругах к Октавиану Августу. Но сама Энеида , ее идея, очень согласуется с идеями Августа: "республика реститута" - республика восстановлена, все что мы делаем -- это все, что уже было. И неважно, что на деле это совсем не так. Идея построения нового из старого (как Эней строит из того, что было в Трое, новое) очень важна для Августа и римского общества в целом.
Самая главная мысль- преемственность эпох: Рим идёт от Трои, целостность Рима от самого начала сквозь гражданские войны до настоящего времени.
Риму предназначено самим Юпитером получить власть, которой нет пределов ни во времени, ни в пространстве, а Август - есть тот, кто должен осуществить эту волю Юпитера. Вся история Рима ведёт к Октавиану Августу,
Эней как истинный герой воплощает в себе подлинные римские ценности: сначала подчиняется отцу, потом воле богов. В Энеиде самое главное -- отношения внутри рода, внутри семьи, даже будущее открывает Энею Анхис - его отец. Главный эпитет Энея - благочестивый, он следует судьбе, фатуму, слушая и воспринимая ее знаки, это очень важно для римлянина.
Противник Энея Турн уподобляется в некоторых моментах противнику Октавиана Антонию. Но в некоторых моментах Эней тоже Антонию уподобляется. Кроме того, ещё и Гектору, лучшему из троянцев, и Ахиллу. Хотя для римской литературы Ахилл - это воплощение греческой жестокости и вероломства. Поэтому говорят , что финал Энеиды мрачный. Являлся ли Эней безусловно положительным героем для Вергилия- это нерешенный вопрос. Поединок Энея с Турном можно трактовать по-разному. Ахилл выступает как мститель за Патрокла, как и Эней за Палланта. Здесь проявляется pietas - это слово трудно перевести на русский: почтение к отцу, отчизне, богам, преклонение даже. По мнению Вергилия и Цицерона, это качество отличает Рим от других народов, именно этим качеством римляне превосходят другие народы. Поэт с большой буквы - это Вергилий. Оратор- Цицерон.
Эней - новый Гектор, он сражается не только за родину, за родных, он сражается за будущее. Он делает все для своего сына Аскания, который потом получает имя Юл (предок Цезаря).
И что интересно, на всём протяжении поэмы Эней практически с сыном не разговаривает. Говорит ему: «учись у меня трудам, а счастью учись у других». Этим жертвует римлянин ради счастья других. То есть воспитание сына, который ему так дорог, у Энея практически номинальное.
Парадокс очень интересный: Эней бросает Дидону по воле богов , но этим обрекает своих потомков на величайшие беды в будущем, ведь Дидона- это Карфаген, оскорбленная женщина в своих проклятиях рисует мстителя за себя - Ганнибала.
Вергилия объявили пророком в средневековье, и он действительно многое угадывал. Например, дальнейшее величие Рима. в Средневековье он - пророк и маг, почти что христианин, он добрый волшебник. В 4 эклоге в Буколиках Вергилий пишет о Деве, Младенце и змее - в этом христианская традиция угадала Христа.
В некоторых средневековых летописях описываются примеры помощи Вергилия: спасает Неаполь от чумы. Он христианский мудрец, объявлен церковью блаженным, даже есть его образ в нашем Благовещенском соборе в Кремле!! Известно предание, как апостол Павел побывал на могиле Вергилия и сказал: «о величайший из поэтов! как бы я тебя представил перед Христом!»Так что неслучайно Данте избрал его проводником в потусторонний мир.
Через несколько лет после его смерти, когда буколики были переведены на греческий и декламировались на всех сценах Римской империи, а император Август получил титул Отца отечества, он объявил о переписи населения...
Самосознание народа, его гордость победами не только над Ганнибалом, но и над многими другими полководцами и царями чрезвычайно возросли, а вера в провиденциальную миссию Рима, в «римский миф» достигла, видимо, кульминации. Судя по незначительным отрывкам эпоса Невия о I Пунической войне, участником которой он был, он, как впоследствии в гораздо большей степени Вергилий (на которого Невий оказал известное влияние), рассматривал прошлое Рима как залог его великого настоящего. Невий говорит об авгуриях, полученных Анхизом, о пенатах, бывших залогом непобедимости Рима, о корабле, выстроенном для Энея Юпитером, о надеждах на будущее, которыми Юпитер утешал Венеру, когда троянцам грозила опасность в бурю, о совете богов, очевидно, решавших судьбы Рима .
Tags: Книжный клуб, античность, я
Subscribe

  • (no subject)

    прочитала про дельфинов: уникальные , конечно, существа. У них великолепно приспособлено к жизни под водой и зрение, и слух, и дыхание. «Звуковой…

  • тоска

    У меня с этим карантином нет вообще никакого желания. Ничего не хочу. Ни куличей, ни яйца красить. Зачем это все, если на Пасху я опять дома буду…

  • Свет в августе

    Дочитала «Свет в августе» - решила немного отдохнуть от Фолкнера, хотя в сборнике есть ещё «Деревушка» и «Осквернитель праха» . Даже не знаю, какой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments