Так вот. я впервые была на опере в концертном исполнении. Думала, что там будет лишь музыка, без пения. Оказалось, что поют точно также! Просто нет костюмов , декораций, концерт и хор на сцене, а певцы выходят на краешек и поют)) Это даже в какой-то степени лучше: строго, без режиссерских извращений. Вот мы неделю назад ходили в Геликон на Садко (того же Римского-Корсакова), там было в приципе все неплохо и сказочно, как положено. Но и тут без редиссерского подхода новаторского не обошлось, блин. Садко все время бухал. Царица морская была без лифчика в прозрачном наряде.
В общем, есть плюсы в концертном исполнении))) Татьяна не падает пьяной со сцены, Онегин и Ленский- не геи. А Руслану не делают эротический массаж. Не дают режиссеру изгаляться над бедной оперой...
Псковитянка прекрасна, как и все у Римского-Корсакова. Полна мелодичных русских народных мотивов. Я все ломаю голову: он придумывал эти прекрасные мелодии или брал готовый материал и обрабатывал?
Еще интересна была трансформация образа Ивана Грозного. Псковитянка - первая опера Николая Андреевича, он написал ее в 24 года. И царь злесь у него обычный человек: со страстями, слабостями. Он милует Псков, не расправлчется с ним, как с Новгородом. Сердце его смягчается.
В Царской невесте же Грозный - как всемогущая самодовлеющая сила, скорее природная или даже сверхъестественная. Он даже не произносит ничего: достаточно его сурового, тяжелого взгляда, чтобы испортить жизнь главным героям. Зевс он скорее тут или Арес.