Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

всемирная отзывчивость русского народа, трансформационный рывок и преимущество в отсталости

«дебаты об историческом предназначении России, полемика по этому вопросу и споры были порождены одним документом, имевшим грандиозный резонанс, так называемым Первым философическим письмом Петра Чаадаева, опубликованным в 1836-ом году в журнале "Телескоп". Историки до сих пор не могут придти к согласию, каким образом этот чрезвычайно экстравагантный и исполненный противоречий документ, мог вообще быть напечатан.
«Чаадаев возложил всю ответственность за все социальное зло, которое существовало в России на всем протяжении ее истории, на неправильный выбор религии. С его точки зрения, восточное христианство, то есть православие фатально отделило Россию от Запада и от исламского Востока, и оставила ее в цивилизационной пустыне.
Журнал "Телескоп" закрыли, редактора отправили в ссылку, Чаадаева объявили сумасшедшим и запретили ему печататься. Но дискуссия в обществе уже началась, и остановить ее было невозможно (надо отметить только, что дискуссия шла в образованном обществе- небольшой части людей, живущих в крупных городах, это максимум 10% населения России тогда. Остальных 90% жителей она никак не касалась, и о ней и не знали большинство).
И вот это образованное общество разделилось на 2 непримиримые части. Западники считали, что петровские реформы - незаконченный проект. «ассимиляция западных обычаев и культурных норма образованной элиты должна была только стать первым шагом на пути к усвоению западных политических институтов, прежде всего, парламентской демократии и равенства перед законом, правовой системой и свободной прессы. И только завершив вестернизацию , Россия сможет по-настоящему соревноваться со своими соседями во всех сферах жизни.
славянофилы верили в особый путь России, основанном на допетровском наследии, уникальной духовности и общинной религиозности, которая получила название "соборность". Согласно славянофильской доктрине, Россия должна была отвергнуть ненужную, наносную вертернизацию и вернуться к своим подлинным крестьянским и православным корням.
Понятно, что свою точку зрения оппозиция официальной идеологии могла выразить только в закрытых салонах, устных разговорах и литературных произведениях. Центральную роль сыграло произведение Гоголя "Мертвые души", опубликованные в 1842 году. Гоголь хотел с его помощью разрешить спор западников и славянофилов. А получилось все по-другому: «обе группы записали его в свои сторонники и стали спорить о том, следует ли читать этот роман, как страшное обличение России или как ее безграничное прославление.
Именно Мертвые души создали концепцию российской исключительности. Хотя страна изображена там очень нелицеприятно, но ей предстоит особое мистическое возрождение, трансформационный рывок. Логика такая: мы хуже других, и поэтому мы лучше. Последние станут первыми- по Евангелию.
Гоголь первый применил эту идею к целой нации.
Но самое интересное, что Чаадаев был согласен с Гоголем (как впрочем и Ленин)! В 1837 г он написал "Апологию сумасшедшего": «Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их. Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество. Я часто говорил и охотно повторяю, мы самой природой вещей предназначены быть настоящим совестным судом по многим тяжбам, которые ведутся перед великими трибуналами человеческого духа и человеческого общества»
И это Чаадаев пишет через год после того, как заявил, что у России нет истории и она вне хода мирового развития (где логика?)
То есть получается , что примерно в одно и то же время Чаадаев и Гоголь независимо друг от друга сформулировали идею, что основное преимущество России как раз в ее отсталости. И они видели, что их стране предстоит драматический, даже мистический трансформационный рывок в будущее, который однажды сделает ее способной возглавить все мировое сообщество народов и повести его за собой. Эта идея объединила множество последователей среди писателей и мыслителей, которые больше между собой не соглашались вообще ни в чем. И интересно, что многие из них или даже большинство считали, что такого рода трансформация произойдет, скорее раньше, чем позже, и что они могут оказаться не только пророками, но и свидетелями этого поразительного преображения.
Чернышевский был уверен, что станет свидетелем победоносной революции, сидя в тюремной камере и сочиняя "Что делать?" даже называл срок: через 2 года.
«Герцен к концу жизни глубоко разочаровался в буржуазном западе, он жил в эмиграции на Западе, который с каждым годом его жизни там нравится ему все меньше и меньше. И он выносил идею, что именно традиции крестьянской общины делают Россию идеальным место для будущего социалистического общества.
Да что там говорить, даже Ленин был уверен, что социалистическая революция победит не в развитой капстране, а в отсталой- вопреки своим взглядам! Ведь «он, будучи образованным догматическим марксистом, не мог не понимать, что это утверждение противоречит и букве и духу марксистского академического детерминизма, по котором политические события -- есть проявления экономических тенденций, но вера в магию трансформационного рывка была для него важнее, чем логика ортодоксального марксизма.»
«Если Гоголь верил, что "птица-тройка" унесет Чичикова из ада в рай, но не нашел художественных средств для того, чтобы показать, во всяком случае, удовлетворяющих его художественных средств, чтобы показать, как это
происходит, то Достоевский сделал изображение движения души человека между абсолютным добром, и абсолютным злом центром всех своих романов. В первом из его великих романов "Преступление и наказание", в конце концов, преступник становится святым и мучеником, а на пути вот этого необыкновенного морального возрождения его ведет и сопровождает святая проститутка.
В чем же уникальность русского человека? в его всемирной отзывчивости. «По мнению Достоевского, русский человек был достаточно широк, чтобы понять и включить в себе души всех остальных народов мира. Эта идея получила свое полное выражение в последнем произведении -- эссе Достоевского, которое можно рассматривать, как его завещание, в знаменитой Пушкинской речи, которую он произнес на открытии памятника Пушкину в Москве в июне 1880-го года примерно за полгода до смерти. К тому времени статус Пушкина, как национального поэта был уже вполне утвержден. «Особая, характернейшая и не встречаемая кроме него, в смысле Пушкина, нигде и ни у кого, черта художественного гения, способность к всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гениях чужих наций и перевоплощения почти совершенного. В Европе были величайшие художественные мировые гении. Шекспиры. Сервантесы, Шиллеры, но ни у кого из них не видел это способности, а видел только у Пушкина. Способность эта есть всецело способность русская национальная. Народ же наш именно заключает в душе своей «эту склонность к всемирной отзывчивости, и к всепримирению, и уже проявил ее вовсю с 200-летия петровской реформы не раз.
«Достоевский знал, что Россия намного более бедная и отсталая страна, чем многие европейские страны, находящиеся рядом с ней. И он не ждал, что в обозримом будущем она станет процветающей и развитой. Вместо этого «он предпочел прибегнуть в свою очередь к литературной цитате еще одного великого русского поэта Федора Тютчева. "Пусть земля наша нищая, но эту нищую землю исходил в рабском виде Христос". Но, Тютчев помнит: "всю тебя Царь небесный исходил, благословляя…"
 
"Почему же нам не вместить последнее слово его?" -- спрашивал Достоевский. Последние снова становились первыми.»

по материалам
Андрей Леонидович Зорин. «Чувственная европеизация русского дворянства ХIХ века. Лекции.» iBooks.

Tags: Достоевский, Пушкин, Россия, история, лекции
Subscribe

  • (no subject)

    Как? Как врачи сейчас вообще работают в поликлинике? По 10 минут на человека им даётся - и все промежутки забиты: так много пациентов . 10 минут…

  • привет, Ванесса))

    Вспомнила, что мне сегодня приснилось: будто у меня в гостях Ванесса Паради. Сидит, бумажки какие-то перекладывает, потом с инстаграмом своим…

  • Дачники

    Читала сейчас «Вишневый сад»: так хорошо у меня зарифмовалось с поездкой вчерашней к друзьям на дачу. Раньше вокруг их дачного посёлка были просторы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments