По-хорошему, библиотеки должны были оцифровать свои фонды, начав с древних и редких книг, оцифровку перевести по все мыслимые форматы, - и открыть ларчик с этими сокровищами всем желающим. Ну, а читальные залы превратить в кафе, лектории, места тусовок и просмотра периодики, в социальный клуб - это то, за чем в библиотеки еще имеет смысл ходить. И лишь каплю прежних площадей зарезервировать для архивных исследователей, аспирантов и консервативных читателей. Ах, да – а еще библиотекари должны были выйти на всероссийский марш протеста в те дни, когда президент Медведев подписывал закон о 70-летнем посмертном сроке действия авторского права, сыграв против потребителей информации в пользу крупных корпораций – держателей авторских прав. Из-за этого электронные библиотеки, если у них нет разрешений от правообладателей, вне закона. Но библиотекари слопали и это, - не пискнули.
Я категорической противник авторского права в его нынешней форме, но пишу ради другой мысли: если ты перестаешь быть прогрессистом, то, сам того не желая, превращаешься в душителя прогресса. Перерождаешься, цепляешься за жизнь «по старине», как русские бояре.
Когда книготорговец интеллектуальной литературой Борис Куприянов был назначен главным библиотечным реформатором страны, он столкнулся с отчаянным сопротивлением. Например, библиотеки отказывались снимать с окон шторы (чтобы всем улицы было видно, что внутри именно библиотека, а не клуб серых мышей). Аргументация, говорил потрясенный Куприянов, была такой: «если снимем шторы – нас замучают эксгибиционисты». На полном серьезе!
Вот почему все новости из наших библиотек для живых людей пугающи. Это новости все больше о том, как запретили, обыскали, уволили. Включая последнюю новость, связанную с предполагаемым объединением Ленинки и Публички. В Публичке объявили выговор главному петербургскому интеллектуалу, библиографу Никите Елисееву. Якобы Елисеев как-то не так сдал ключ и пнул дверь замдиректора, хотя, говорят, все дело в протестах Елисеева против объединения. Очень может быть, что интеллектуал Елисеев (очкарик в весе пера) – по характеру и правда потенциальный громила. Но он, повторяю, главный интеллектуал Петербурга и один из главных интеллектуалов страны. Елисеев только что блестяще перевел и еще более блестяще прокомментировал «Историю одного немца» Себастьяна Хафнера – едва ли не главный нон-фикшн сезона. За одно это Елисеева следовало сделать почетным гражданином Петербурга. А выдавливать одни из лучших мозгов современности со службы – это как, не знаю, выгонять Ломоносова из Академии Наук. Хотя Ломоносов был алкаш, хамло, драчун и вообще, гопничек из Холмогор еще тот. Но – что поделаешь! - светило науки, интеллектуал и просветитель.
Повторю еще раз: как только ты изменяешь, простите банальность фразы, прогрессу и свободе, ты превращаешься в душителя прогресса и свобод. Быть поощрителем или душителем, зависит не от характера или образования, а исключительно от определения себя по отношению к силовым линиям эпохи.
Посмотрите на сайты наших библиотек – это позор. Главный позор в том, что, повторяю, информация почти не переводится в цифру. Мне пару лет назад потребовалось найти в дореволюционном «Огоньке» репортаж о том, как в редакцию журнала, дела которого были швах, издатель Проппер догадался привести живого слона (в Петербурге тогда водились слоны). По наивности я решил, что поход в читальный зал в 2010-х годах – давно изжитый атавизм, и уж что-то, но pdf-файл можно получить онлайн. Я вышел на сайт Ленинки. Ща! Переговоры же с библиотекой свелись к тому, что мне предложили выделить бибработника, который будет искать нужный текст вручную. За что-то там около 20 тысяч рублей.
http://dimagubin.livejournal.com/264106.html