мне кажется, фильм получился более глубоким, чем хотел режиссёр. Режиссёр просто снимал сюр-комедию с элементами чёрного юмора, играя с контекстом и цитатами из Библии. Иногда это получалось у него легко и немного весело, иногда - тяжело и не в тему.
Но получился ещё и глубокий подтекст- христианский.
Он не так бьет в глаза, как в Молчании Скорсезе.
вот цитата с кинопоиска: "Матёрый злобный лидер неонацистской бандитской группы Адам (Ульрих Томсен) отправлен на испытательный срок из мест заключения в бедную поселковую церковь. Прихожан в церкви можно сосчитать на пальцах одной руки, и почти все они бывшие заключённые, и у каждого в черепушке царят жирные тараканы. А священник Иван (Мадс Миккельсен) — блаженный, свято верящий в победу добра над злом. Прагматичный Адам очень скоро соображает, что Иван не столько свят, сколько безумен, как Дон Кихот, борющийся с ветряными мельницами — вера его слепа настолько, что он не замечает самых очевидных вещей, закрывает глаза на реальность, потому что его, Ивана, Бог испытывает, не щадит как праведного Иова, наполняет его жизнь ужасом. И чтобы не дать этому ужасу победить, Иван отказывает ему в существовании, перестаёт его замечать. И разумеется, центральной коллизией картины становится противостояние безумного добра в коротких штанишках и оголтелого сатанинского зла, с которым Адам сам себя олицетворяет (и надо сказать, в некоторой мере весьма справедливо).
Из фильма, как иголки из ёжика, торчат ветхозаветные аллюзии: сам Адам — человек, которого Бог возвращает, в противоположность Прародителю, из скотской греховной жизни в Эдем; растущая посреди церковного двора яблоня, за которой Иван поставил ухаживать своего нового подопечного и чьи плоды тот должен во что бы то ни стало сберечь для яблочного пирога, напрашивается на то, чтобы стать прообразом Древа добра и зла; Библия, вечно открывающаяся на начале книги Иова, чью судьбу заново проживает Иван; Божий гнев в виде десяти казней египетских, обрушивающихся на яблоню, и сама она, превращающаяся в горящий куст, так напоминающий терновый, что изменяет самоё суть Адама."