Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

русский человек Возрождения

сегодня память святителя Филиппа Московского- совершенно удивительного человека. Его называют человеком Возрождения: казалось, он умел все.
Мне часто кажется, что если бы в нашей стране рождались такие люди чаще, если бы было хотя бы по одному такому человеку на каждую деревню и город- наша страна бы расцвела. Но наверное, мы такое не заслужили.
Всегда так странно: почему человек уходит в монастырь?
Вот жил Фёдор Колычев: богатый, знатный, служил царю. Царь его уважал, любил, продвигал по военной службе.
Но Фёдору было нужно другое. И вот он бежит в Соловецкую обитель: пустынный холодный край, где нет ничегошеньки, где погода отвратительная. Вот почему он это сделал? что это сподвигло? Одному Богу известно.
В Соловецком монастыре в течении 9 лет Фёдор безропотно нес тяжкие труды послушника. Он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице.

После 1,5 лет искуса игумен Алексий (Юренев), постриг его в монахи с именем Филипп. Духовным наставником Филиппа стал старец Иона Шамин, ученик преподобного Александра Свирского.
И здесь его стали уважать и ценить за достойную жизнь, ха хорошую работу и усердную молитву. Тогда он удалился в пустынный лес и жил там в полном одиночестве.
В 1548 году после того, как соловецкий игумен Алексий (Юренев) по старости сложил с себя сан, решением монастырского собора игуменом был избран Филипп.
И тут начинаются настоящие чудеса. Святитель Филипп преображает пустыню.
Прежде всего, игумен Филипп — строитель. Он заменил все деревянные постройки кирпичными, для чего устроил кирпичный завод; построил двух- и трехэтажные братские дома, больницу. Им были осушены болота, проведены дороги в непроходимых прежде местах, сооружена дамба, соединившая Большой Соловецкий остров с Большой Муксалмой, где игумен Филипп завел скотный двор и развел лапландских оленей, из шкур которых стали шить платье и обувь для братии в устроенных им же мастерских.
У самых стен монастыря был вырыт искусственный водоем, позже названный «Святым озером», куда посредством целой сети проложенных каналов была подведена вода из 52-х островных озер. Кстати, в старину никто из богомольцев не входил в монастырь, не омывшись в этих святых водах.
Для привлечения в обитель материальных средств новый игумен стал разрабатывать залежи железной руды и поваренной соли. Благодаря этому Соловецкий монастырь вскоре стал крупным, если не сказать — главным, поставщиком соли на Руси в первой половине XVI века. Всеми работами игумен Филипп руководил лично.
Он воздвиг на Соловках два величественных храма: зимний храм Успения Божией Матери и летний — Преображения Господня. Целых пять лет работали над зимним храмом зодчие, выписанные из Новгорода, и «красну воздвиже церковь» с вместительной трапезной под сводами, погребами, просвирней и хлебней. Игумен, облаченный в ризы преподобного Зосимы, освятил храм в самый день Успения 1557 года.



Через год он заложил громадный Преображенский собор с приделом во имя святых Зосимы и Савватия, где почивают теперь их мощи. Сооружение храма продолжалось восемь лет под неусыпным наблюдением настоятеля Филиппа, неоднократно разделявшего труды каменщиков и плотников. Здесь он и определил место своего погребения — под папертью недостроенного еще собора, и собственными руками вырыл себе могилу...
устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, которая и доселе носит название Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность. При нём Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья.

После того, как казанский архиепископ Герман попал в опалу, занять престол Московской митрополии предложили игумену Филиппу. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Но святитель долго отказывался возложить на себя это великое бремя, поскольку духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.
Духовенство умоляло святителя Филиппа принять этот сан. Он смирился.
Со вступлением на святи­тельство Филиппа в России на какое-то время наступило спокойствие и тишина. Царь стал мягче, казни совершались реже, даже опричники присмирели, видя уважение царя к Филиппу и боясь обличений святителя. Так продолжалось полтора года.
Но вскоре все началось вновь: страшные казни и расправы над безвинными людьми. События в начале 1568 года переросли в открытый конфликт между царём и духовной властью. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года.

Филипп активно выступил против опричного террора. Сначала он пытался остановить беззакония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом. Сознание святительского долга понуждало Филиппа смело выступить в защиту казненных. Царь не мог смириться с таким открытым неповиновением и протестом.
В день архангела Михаила, 8 ноября 1568 года, в середине службы в Успенский собор ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Думая уморить Филиппа голодом, целую неделю не давали ему пищи. Но узник, от юности привыкший к посту и воздержанию, все жил, находя подкрепление в молитве. И вот сами собой спали с рук и шеи праведного железные оковы и ноги его освободились от тяжелой колоды. Бояре, послан­ные царем узнать, жив ли еще Филипп, доложили ему о происшедшем. Но чудо не образумило Иоанна, и он воскликнул: «Чары, чары сотворил мой изменник».
Известно, чем это кончилось ((
Святитель Филипп был очень талантлив во всем: он прекрасно рисовал, придумывал всякие механизмы...
Через 20 с небольшим лет, когда на царский трон после смерти Ивана Грозного взошёл его набожный сын Феодор Иванович, были обретены мощи святителя Филиппа. Когда раскопали могилу и вскрыли гроб, воздух наполнился благоуханием, которое разливалось от мощей, как бы от мира многоценного; тело святителя было найдено совер­шенно нетленным, и даже ризы его сохранились в целости.
по материалам
http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/30480
Tags: Россия, история, люди, православие, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Слушаю конференцию митрополита Антония Сурожского онлайн. Отец Иоанн Гуайта (итальянец по рождению, православный священник) рассказал, как он впервые…

  • (без темы)

    Не смогли почему-то смотреть фильм " Доживем до понедельника" (1968) - на удивление. Хотя это один из самых известных советских фильмов про…

  • Новая Дюна (2021, Дени Вильнев)

    Новая Дюна - это просто огонь. Мне очень понравилось, особенно, что мне ничего не проспойлерили 😂😂😂 Я как раз до этого места дочитала - где-то треть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments