Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

Базарову скучно излагать даже поверхностный, уже устаревший для него слой своих мыслеощущ

Тишина для Тургенева - не пустота, не провал в жизни, оглушенной суетой. Тишина течет неслышно, как вода по болотным травам; в молодости это течение неуловимо... О жизнь, жизнь, куда ты уходишь так бесследно? Как выскальзываешь из крепко стиснутых рук? И неужели он, уже изрядно уставший, окруженный тенями ушедших спутников юности -- это неподвижное и странное нечто -- и есть тот живой, беспечный, прежний человек?


Тургенев - меланхолический, наблюдательный иронист, печальник, завороженный скрытым присутствием в настоящем загадочного прошлого, неявной игрой тайных сил в человеке. От мира как реального представления к миру как художественному сновидению - для него один шаг. Словно мастерская огромной силы творит в нем непрерывную работу.
Про героизм: "Прекрасны события, в которых "скомканный" в будничном бездействии парус мужественной человеческой души расправляется: предстает именно парусом, а не свернутой тряпкой! Чудесны события, в которых человек решает, не страшась ничего, задачи, превосходящие его силы!
Но Тургенев лишь изображает таких подвижников и подвижниц, сам он далек от героизма. Он называл себя даже "овечьей натурой".
Его герой Шубин говорит: "Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все - либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели да палки барабанные! А то вот еще какие бывают: до позорной тонкости самих себя изучили, щупают беспрестанно пульс каждому своему ощущению и докладывают самим себе: вот что я, мол, чувствую, вот что я думаю. Полезное, дельное занятие! Что ж это? Когда ж наша придет пора? Когда у нас народятся люди?»

Базаров народился - цельный и трагический персонаж, на голову возвышающийся над окружающими. Его отрицательство - резкое, злое, напоминает непримиримость Толстого. Русское злое отрицательство - как лик любви, святотатство - как жажда веры, отрицательство до выворачивания себя наизнанку, без оглядки, сплеча, с жаждой дойти до бездны и в бездну заглянуть, как скажет позднее Достоевский. Недаром именно Достоевский почувствовал в Базарове - за этой нарочитой апологетикой физиологии, химии - нечто безграничное, тоску по всеобъемлющему знанию, по исполинскому делу.
Базаров часто говорит не просто экономно, но небрежно, лениво, сквозь презрение. Писарев: "Экономия умственных сил есть не что иное, как строгий и последовательный реализм".Базарову в общем-то скучно излагать даже поверхностный, уже устаревший для него слой своих мыслеощущений. Превосходство героя над окружающими безраздельно, монопольно, и даже активная пропаганда естественных наук для Базарова - далеко не конечный жтап его исканий. Это словно одна из его "одежек".
Истинный рост и мощь великана обозначается тогда, когда он склоняется, осторожно и нежно, к ребенку. Базарову противно спорить с недомыслием, наивностью, либеральной или реакционной, нелезко читать лекции по ботанике и химии Одинцовой. Но он все-таки и спорит, и просвещает Одинцову.. Непримиримый, категоричный, но в то же время - весь из уступок! Он и хочет возиться с людьми, и ищет независимости от их наивных норм жизни.
Неудовлетворенность, отрицательство нормально для Базарова как толчок к работе, но опасны и ненормальны остановки на одном этом, то есть позерское удовлетворение своей возвышенной неудовлетворенностью. Злые вдохновенные речи Базарова - это не лермонтовская необъяснимая "странная любовь", не тютчевский патриотизм бессознательной веры, это патриотизм действования. Искусство есть одна из сладостей жизни, а для дела, для победы над элементарным невежеством и ленью - нужно нечто горькое, прозаическое, аскетическое. Искусство всегда носит в себе элемент примирения, а Базаров вовсе не желает примиряться с жизнью.
Но почему так одинок Базаров? Бездна трагического одиночества Базарова, готового для решительного дела, но так и не находящего для этого реального поприща. Тоже лишний человек, получается?
Продолжу дальше еще.
Это я цитирую Виктора Чалмаева "Иван Тургенев" - дочитала на днях, выписываю самое интересное
Tags: Тургенев, книги, люди
Subscribe

  • Вошедшие в ковчег

    Мне очень понравилась эта книга Кобо Абэ! И это удивительно, ведь он описывает неприятных людей в неприятных обстоятельствах и неприятной обстановке.…

  • Софья Андреевна Толстая

    Невероятная женщина. Вот собраны материалы о Толстом в моем Жж тут: https://mashutka-alfi.livejournal.com/2312762.html И конечно о его жене там…

  • (no subject)

    Сегодня с senkinamama сходили в музей Толстого на выставку о Софье Андреевне. Я помню, что мы с Книжным клубом ходили в музей Толстого в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments