Фактически государство спонсирует создание заведомо убыточных магистралей, решая при этом такие стратегические задачи, как занятость рабочих рук и бизнеса. Кроме того, быстрый, удобный и недорогой транспорт объединяет страну: позволяет населению выезжать для учебы и работы в соседние города, путешествовать и тратить деньги в туристических районах. Все это в конечном итоге ведет к унификации Китая, распространению общих ценностей и нормативного китайского языка. Как сказал по этому поводу один китайский ученый: «Больше, чем скоростные дороги, для единства нашей страны сделали только иероглифы».
"Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час", - сообщает издание "Жэньминь жибао".
Как сообщил глава корпорации Шэн Гуанцзу, в ближайшее время китайская сторона постарается оформить свое участие в проекте строительства ВСМ Москва-Казань. Таких железных дорог у нас еще нет (Сапсаны ездят по существующим путям, а для ВСМ строят новые).
Всего Китай планирует инвестировать в строительство 770-километровой магистрали 400 млрд руб. Китай обладает самой развитой сетью высокоскоростных магистралей в мире, общая протяженность которых составляет около 19 тыс. км.
Сегодня «Китайские железные дороги» строят ВСМ из Китая в Лаос и Таиланд, а также между Сербией и Венгрией.
Последние несколько лет Россия крайне заинтересована в строительстве высокоскоростных железнодорожных путей. Помимо проекта магистрали Москва-Казань РФ также собирается вложиться в строительство высокоскоростной дороги Москва-Пекин. Расстояние между двумя столицами — 7000-8000 километров. Общий объем российско-китайских инвестиций в проект составит семь триллионов рублей. Сейчас путешествие на поезде занимает пять дней, с постройкой высокоскоростной магистрали это время сократится до 30 часов. Будет пущено 170 грузовых и 400 пассажирских составов.
По мнению аналитиков, крайняя заинтересованность России в высокоскоростных железных дорогах связана с тем, что она решила перенять опыт Китая: «если хотите разбогатеть, сначала постройте дороги». Сейчас самый быстрый поезд страны — Москва-Санкт-Петербург, однако его скорость не достигает и 200 километров/час. В прошлом году правительство РФ утвердило основные положения стратегии развития транспорта, в которых особое место отводится как раз строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей. Согласно планам, в ближайшие 15 лет в стране должны быть построены железные дороги, на которых поезда будут развивать скорость от 250 до 400 километров/час. В то же время старые пути, на которых поезда могут разгоняться от 140 до 200 километров/час, будут реконструированы.
Но непонятно, как это все будет реализовано в непростой экономической обстановке сейчас.