Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

Китайцы на строительстве Мурманской дороги

ИНтересно про то, как строили мурманскую дорогу: мы примерно в тех местах и ездили.


"Но труд подневольных не был высокопроизводительным, вследствие чего сроки сдачи участков дороги срывались. И вот тогда вспомнили о добросовестных и исполнительных строителях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) — маньчжурских китайцах.

А чтобы их завлечь, попросту обманули. Впрочем, сделать это было нетрудно, ибо они не представляли условий Крайнего Севера и по наивности думали, что их труд будет оплачиваться русскими властями так же, как и на строительстве КВЖД.

Летом 1916 года опять же через Архангельск проследовали партии еще не подозревавших об обмане китайцев (всего до 10 тысяч), для временного размещения которых на Смольном Буяне наспех сколотили бараки. Жизнь в этих продуваемых, с протекающими крышами сооружениях являлась едва терпимой, но впоследствии ее вспоминали как райскую, так как слово «ужасающие» для определения условий, в которых оказались китайцы на стройке, безусловно, было еще мягким. Об этом свидетельствует рапорт александровского (кольского) полицейского исправника Рудакова, извещавшего Бибикова о следующих фактах: «Недостаток в жилищах резко бросается в глаза при наблюдении жизни китайцев. Они помещены под дощатыми и торфяными навесами. Так как китайцы наняты на своих харчах, то питаются ягодами, недоброкачественными грибами (поганками), водорослями, которые поедают даже в сыром виде, и не гнушаются мясом павших животных. При таких условиях неудивительно, что заболевания среди них уже начались. Были и смертельные случаи. При наступлении зимы болезни могут принять значительные размеры, тем более что цинготные заболевания среди рабочих и пленных не прекращаются».

http://masterok.livejournal.com/1522919.html
http://alter-vij.livejournal.com/176497.html?thread=2656625

На разных этапах в строительстве было задействовано более 170 тысяч человек:

100 тысяч рабочих из губерний Центральной России
5,5 тысяч рабочих из Финляндии.
40 тысяч пленных (преимущественно венгров, австрийцев и немцев)
10 тысяч завербованных китайцев.
500 рабочих из Канады
Около 2 тысяч солдат железнодорожных батальонов

Небезынтересно также, что строительные работы на трассе велись круглосуточно, даже в условиях полярной ночи, когда в тёмное время железнодорожное полотно и возводимые объекты освещали факелами и кострами.
Tags: Россия, война, история, перепост
Subscribe

  • (no subject)

    Скачала книжку про повседневную жизнь китайцев, правда, пораньше, чем Сон в красном тереме, но какие же они все-таки совсем-совсем другие (спасибо,…

  • Италия: музей Дзефирелли во Флоренции

    И все-таки я хочу продолжить путевые заметки, пусть и постфактум) Мне нравится вспоминать эту поездку. После музея Уффици мы были переполнены…

  • ретроспектива Роома

    После «Строгого юноши» решили посмотреть ещё пару фильмов этого режиссёра - Абрама Роома. Третья Мещанская - про брак втроём (видимо, актуальная была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments