И пишу сейчас про схиархиепископа Антония Абашидзе - очень интересная личность, сколько он всего в своей жизни сделал, увидел, познал! Очень яркая жизнь, насыщенная. Он даже Сталина (тогда Джугашвили) успел на 5 часов в карцер посадить в Тифлисской семинарии за грубость "в обращении с начальствующими лицами".
И вот читаю: "В октябрьские дни того же года архиепископ Димитрий участвовал в избрании Патриарха на Поместном Соборе. Работа порой проходила в зареве пожаров и под грохот пушек. Документы доносят до нас голос Димитрия: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами…» Сказано это было после взятия красногвардейцами Кремля. Собор с перерывами длился с 15 августа 1917 г. по 20 сентября 1918 г. Но ещё за полгода до его окончания Абашидзе был вынужден вернуться в Крым. Сохранилось его письмо Патриарху: «…Что ни день, то... новая какая-либо выходка наших общественных деятелей... Все население держат в страхе... в настоящие дни бесцеремонно грабят Херсонесский и Инкерманский монастыри... Меня пока, милостью Божией, не трогают...» .
И именно он взял на себя переговоры с большевиками и сумел добиться от них прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить работу Поместного Собора по выборам Патриарха. В ответ на обвинение одного из участников Собора в «слишком благожелательном» отношении к большевикам, владыка отвечал: «Я бы почитал счастьем и честью пасть вместе с юнкерами («белыми»), но почитаю своим долгом помолиться и за тех, которые незаконно погребены около стен Кремля («красных»).
То, что среди них, может быть, имеются иудеи, не может помешать мне молиться за них» (Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 3. С. 181).
Вот еще про него бы очень интересная книжка получилась.