Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Category:

Толстоевский

Очень интересная, практически неисчерпаемая тема. Мережковский считал этих двух художников наиболее противоположными друг другу. С ним согласны Михайловский, Шестов, Соловьев, Бердяев, Лосский, Вересаев...
Самая неразрешимая загадка: почему Достоевский и Толстой, лично знакомые со всеми писателями-соотечественниками, никогда не встречались друг с другом, более того - не написали друг друг ни строчки.
Много раз они находились в одном доме, даже в одном зале. Но глупо было бы объяснять их невстречу только инфернальным Страховым, который ничего не сделал для их сближения. Хотели бы - встретились бы. И ведь публично каждый сожалел, что встреча не состоялась. Но факт остается фактом.
Толстого считали знатоком психолоии здоровья, Достоевского - болезни (Томас Манн). Светлый, ровный жизнерадостный мир Толстого Михайловский противопоставлял мрачному, исключительному, напряженному, мистическому миру Достоевского. Во всей истории мировой литературы, скажет Вересаев, столь же противоположными были лишь Гомер и греческие трагики.
Для Манна Толстой продолжает ориентириующуюся на духовное здоровье эпическую манеру Гёте, а Достоевский-- ориентированную на кризисное состояние духа, на вулканический взрыв манеру Шиллера, ведущую к экспрессионизму.
Толстой тяготел к Гомеру, Достоевский - к Шекспиру-художнику. Толстым кончается гармония античности, разумного целого, Шекспиром, Паскалем, Киркегором, Достоевским начинается дисгармония частного-- того, что Шпенглер называл закатом. Но одно не исключает другого, а дополняет его.
Достоевский- наш Паскаль, Толстой-наш Монтень. В героях Толстого больше добра, Достоевского- больше зла (с этим бы я поспорила).
Красивых людей, которых у Толстого много, у Достоевского почти нет: он нигде не показал свой идеал, отлитый из одного куска, как Наташа или Пьер. Все его персонажи во власти мысли или страсти и изуродованы ею.
Только в одном отношении герои Достоевского превосходят толстовских -- в талантливости. У Толстого Наполеон опрощается в лакея, у Достоевского лакей начинает мыслить Наполеоном.
Мировоззрение, характер, направление Толстого близки Достоевскому, но эмоционально между ними пропасть.
Толстой пел величие жизни, Достоевский- трагедию жизни, у одного божественный порядок, у другого божественный хаос. Но оба страшно тоскуют по грядущей гармонии, которой никогда не будет, и они знают это.
Для Достоевского в центре стоял человек. Для Толстого человек есть лишь часть космической жизни, которая должна слиться с божественной природой.
Вячеслав Иванов: "Любовь к людям у Толстого проистекает из чувства душевного здоровья и определяется отсюда, как сострадательное участие; у Достоевского любовь, прежде всего средство выздоровления и то сочувствие, энергия которого проявляется не столько в сострадании, сколько в сорадовании. Отсюда у него этот дар живописать сверхлияную радость и ощущать сверхличный восторг -- дар, которому нет равного по силе и остроте у других наших поэтов".
У Толстого человек, за небольшими оговорками, добр, у Достоевского при всем его гуманизме - зол: за самыми горячими человеколюбивыми порывами неизменно следует карамазовщина и смердяковщина. Свойства палача, по Достоевм, в зародыше находятся в каждом человеке.
Бердяев: "Толстой всю жизнь искал Бога, как ищет его язычник, природный человек, от Бога в естестве своем далекий. Его мысль была занята теологией, и он был очень плохой теолог. Достоевского мучит не
столько тема о Боге, сколько тема о человеке и его судьбе, его мучит загадка человеческого духа. Его мысль занята антропологией, а не теологией. Он не как язычник, не как природный человек решает тему о Боге, а как христианин, как духовный человек решает тему о человеке. Поистине, вопрос о Боге - человеческий вопрос. Вопрос же о человеке - божественный вопрос, и, быть может, тайна Божья
лучше раскрывается через тайну человеческую, чем через природное обращение к Богу вне человека. Достоевский не теолог, но к живому Богу он был ближе, чем Толстой. Бог раскрывается ему в судьбе человека".
Характеры Толстого отчетливы, ясны, ни одного подлеца. Характеры Достоевского фантастичны, лживы и вечно под маской.
Толстой наблюдал, Достоевский экспериментировал: он брал душу человека в момент кризиса, потрясения, "надрыва", помещал ее под давление многих атмосфер и смотрел, что из этого выйдет.
У Толстого из внутренних противоречий и сомнений в себе рождалось торжественное мессианство, соприкасавшееся с высшей истиной. Достоевский, со своей беспокойной, мятущейся душой, всегда оставался разорванным, неспособным раз и навсегда разрешить проблемы бытия. Мысль и искусство будущего пошли по пути Достоевского, чему немало способствовало само время.
Достоевский шел от утопии к реализму, Толстой-- от реализма к утопии. Один - все больше и глубже постигая человека, другой - все сильнее веря в его чистый образ. Нет ничего более разительно отличающегося, чем ранняя утопия одного и поздняя другого.
Толстой - эвклидов ум, Достоевский- неэвклидов, для первого абсурд неприемлем, для второго- всё. Один с истиной, другой - с Христом.
Вера Достоевского плюралистична, толстовская - одна на всех: "Будь всяк сам себе, и все будут за едино".
Достоевский не приемлет религиозные искания Толстого как "головные". Непризнание Толстым божественности Христа для Достоевского - чудовищное святотатство, которому нет ни прощения, ни оправдания.
Достоевский предпочитает остаться с Христом, если вдруг истина не соврадает с идеалом красоты. Красота и истина для Достоевского неразделимы: он не желает жертвовать одним ради другого. Толстой в любом случае хотел бы остаться "с истиной".
При всем своем мистицизме Толстой до мозга костей рационален (духовное окружение- мужское). При всец своей аналитичности Достоевский предельно иррационален (женское).
Толстой при всем своем толстовстве жестокосерд. Достоевский при всей своей суровости мягкосердечен.
Стихия Толстого - монолог, моноистинность, мир Достоевского - равноправие правд. Толстой изрекал, Достоевский избегал формул.Толстой - даже меняя взгляды- был абсолютно уверен, Достоевский - даже не меняя - колебался.Толстой систематик, Достоевский - разрушитель систем.
Герой Толстого, даже меняясь, остается тем же самым- ходит по кругу. Герой Достоевского, оставаясь неизменным, все время демонстрирует новые грани. И для Толстого человек - величина переменная, но все силы он тратит на то, чтобы найти в нем незыблемое- Бога, мораль, долг. Человек Достоевского неукоренен, непредсказуем, страстен. Психология Достоевского не знает препятствий. Толстой-моралист -- препятствие на пути Толстого-художника.
Достоевский говорит: найди Бога,- и сама собою придет жизнь. Толстой говорит: найди жизнь, - и сам собою придет Бог. Достоевский: отсутствие жизни от безбожия. Толстой: безбожие от отсутствия жизни.
Даже в семейной жизни - полная противоположность. Зрелый Толстой отчужден от семьи, ему лучше одному. Для Достоевского отрыв от семьи- страдание, без близких ему не работается. Толстой даже вне творчества - вне семьи: учит, шьет сапоги, косит траву, рубит дрова, все вдали от труда жены. Достоевский даже в творчестве готов пожертвовать всем ради интересов семьи.
Софья Андреевна Толстая - сестре: "Мне подобное юродство и такое равнодушное отношение к семье до того противно, что я ему теперь и писать не буду. Народив кучу детей, он не умеет найти в семье ни дела, ни радости, ни просто обязанностей... мне стало так трудно с большими мальчиками, с огромной семьей и беременностью, что я с какой-то жадностью жду, не заболею ли я, не разобьют ли меня лошади,- только бы как-нибудь отдохнуть и выскочить из этой жизни".
Анна Григорьевна Достоевская: "Меня поражала способность мужа успокоить ребенка: чуть, бывало, кто из троих начинал капризничать, Федор Михайлович являлся из своего уголка... брал к себе капризничавшего и мигом его успокаивал. У мужа было какое-то особое умение разговаривать с детьми, войти в их интересы, приобрести доверие и так заинтересовать ребенка, что тот мигом становился весел и послушен".
Толстой стремится к бедности и к освобождению от собственности. Достоевский - к богатству и приобретению поместья. Каждый хочет того, чего у него нет.
Толстой делал все, чтобы лишить свою семью литературных прав, Достоевский еще в 1873 году дарит права на все свои произведения жене.
Толстой сдержан, горд, неласков: за всю мою жизнь, свидетельствует Илья Львович, отец ни разу меня не приласкал. Достоевский всю свою внешнюю суровость преодолевает в любви к детям. Детьми Толстого занимаются бонны и гувернеры (и мать!!), детьми Достоевского- он сам. Толстой существует над семьей, Достоевский - в семье.
Что интересно: в произведениях Толстого ярко и поэтично описан семейный быт, история семьи как таковой. А сам Толстой, поздний по крайней мере- холостяк по своему душевному строю. Певец семьи, уходит из Ясной Поляны - назад, в мировое одиночество. Умирая, он принадлежит не семье, а миру (а я бы сказала - своим последователям) - и жена его, приподнимаясь на цыпочках, заглядывает в окно (бедная :(((
В романах Достоевского клокочет жизнь бессемейная, почти без быта: сама же семья всегда находится под ударом. Оставаясь хроникером "случайных семейств", сам он душу кладет на то, чтобы создать жизнеспособную семью.
Сама смерть Толстого- эпический спектакль, громовое эхо. Достоевский умирает буднично, как положено, исповедуясь и благословляя. обоих волнует проблема бессмертия. Для Толстого смерть важна в личном плане, ему важно знать, что после смерти будет с ним, а Достоевскому - с его близкими.
И последние слова у них разные. У одного - о себе. У Достоевского: "Бедная, дорогая, с чем я тебя оставляю... бедная, как тебе тяжело будет жить..."
И вместе с тем у них очень много близких мыслей, чувств, тем.
Для обоих мир был тайной, которую оба разгадывали - то с радостью и восторгом, то полные скорби. Камю: "В конечном итоге Достоевский говорил то же, что и Толстой, только иначе".
Вересаев как-то сказал, что ему трудно представить живого человека, у которого лежит душа одновременно к Достоевскому и Толстому.
Я такой человек- приятно познакомиться ;))
(я дочитала Гарина "Многоликий Достоевский -ура! очень много глубоких мыслей)
Tags: Достоевский, Толстой, авторы, книги, литература, литературоведение
Subscribe

  • (no subject)

    «Женщин свободного состояния, добровольно пришедших за мужьями, в настоящее время в колонии больше, чем каторжных женщин, а ко всему числу ссыльных…

  • (no subject)

    Читаю Даррелла в оригинале.. Русский вариант помогает понять английский текст. Хотелось бы верить, что незнакомце слова хоть как-то запоминаются .…

  • (no subject)

    Дочитала книгу про кожу (муж настоятельно просил прочесть) Общий смысл: мы слишком много моемся и слишком много используем косметических средств,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments