Самая неразрешимая загадка: почему Достоевский и Толстой, лично знакомые со всеми писателями-соотечественниками, никогда не встречались друг с другом, более того - не написали друг друг ни строчки.
Много раз они находились в одном доме, даже в одном зале. Но глупо было бы объяснять их невстречу только инфернальным Страховым, который ничего не сделал для их сближения. Хотели бы - встретились бы. И ведь публично каждый сожалел, что встреча не состоялась. Но факт остается фактом.
Толстого считали знатоком психолоии здоровья, Достоевского - болезни (Томас Манн). Светлый, ровный жизнерадостный мир Толстого Михайловский противопоставлял мрачному, исключительному, напряженному, мистическому миру Достоевского. Во всей истории мировой литературы, скажет Вересаев, столь же противоположными были лишь Гомер и греческие трагики.
Для Манна Толстой продолжает ориентириующуюся на духовное здоровье эпическую манеру Гёте, а Достоевский-- ориентированную на кризисное состояние духа, на вулканический взрыв манеру Шиллера, ведущую к экспрессионизму.
Толстой тяготел к Гомеру, Достоевский - к Шекспиру-художнику. Толстым кончается гармония античности, разумного целого, Шекспиром, Паскалем, Киркегором, Достоевским начинается дисгармония частного-- того, что Шпенглер называл закатом. Но одно не исключает другого, а дополняет его.
Достоевский- наш Паскаль, Толстой-наш Монтень. В героях Толстого больше добра, Достоевского- больше зла (с этим бы я поспорила).
Красивых людей, которых у Толстого много, у Достоевского почти нет: он нигде не показал свой идеал, отлитый из одного куска, как Наташа или Пьер. Все его персонажи во власти мысли или страсти и изуродованы ею.
Только в одном отношении герои Достоевского превосходят толстовских -- в талантливости. У Толстого Наполеон опрощается в лакея, у Достоевского лакей начинает мыслить Наполеоном.
Мировоззрение, характер, направление Толстого близки Достоевскому, но эмоционально между ними пропасть.
Толстой пел величие жизни, Достоевский- трагедию жизни, у одного божественный порядок, у другого божественный хаос. Но оба страшно тоскуют по грядущей гармонии, которой никогда не будет, и они знают это.
Для Достоевского в центре стоял человек. Для Толстого человек есть лишь часть космической жизни, которая должна слиться с божественной природой.
Вячеслав Иванов: "Любовь к людям у Толстого проистекает из чувства душевного здоровья и определяется отсюда, как сострадательное участие; у Достоевского любовь, прежде всего средство выздоровления и то сочувствие, энергия которого проявляется не столько в сострадании, сколько в сорадовании. Отсюда у него этот дар живописать сверхлияную радость и ощущать сверхличный восторг -- дар, которому нет равного по силе и остроте у других наших поэтов".
У Толстого человек, за небольшими оговорками, добр, у Достоевского при всем его гуманизме - зол: за самыми горячими человеколюбивыми порывами неизменно следует карамазовщина и смердяковщина. Свойства палача, по Достоевм, в зародыше находятся в каждом человеке.
Бердяев: "Толстой всю жизнь искал Бога, как ищет его язычник, природный человек, от Бога в естестве своем далекий. Его мысль была занята теологией, и он был очень плохой теолог. Достоевского мучит не
столько тема о Боге, сколько тема о человеке и его судьбе, его мучит загадка человеческого духа. Его мысль занята антропологией, а не теологией. Он не как язычник, не как природный человек решает тему о Боге, а как христианин, как духовный человек решает тему о человеке. Поистине, вопрос о Боге - человеческий вопрос. Вопрос же о человеке - божественный вопрос, и, быть может, тайна Божья
лучше раскрывается через тайну человеческую, чем через природное обращение к Богу вне человека. Достоевский не теолог, но к живому Богу он был ближе, чем Толстой. Бог раскрывается ему в судьбе человека".
Характеры Толстого отчетливы, ясны, ни одного подлеца. Характеры Достоевского фантастичны, лживы и вечно под маской.
Толстой наблюдал, Достоевский экспериментировал: он брал душу человека в момент кризиса, потрясения, "надрыва", помещал ее под давление многих атмосфер и смотрел, что из этого выйдет.
У Толстого из внутренних противоречий и сомнений в себе рождалось торжественное мессианство, соприкасавшееся с высшей истиной. Достоевский, со своей беспокойной, мятущейся душой, всегда оставался разорванным, неспособным раз и навсегда разрешить проблемы бытия. Мысль и искусство будущего пошли по пути Достоевского, чему немало способствовало само время.
Достоевский шел от утопии к реализму, Толстой-- от реализма к утопии. Один - все больше и глубже постигая человека, другой - все сильнее веря в его чистый образ. Нет ничего более разительно отличающегося, чем ранняя утопия одного и поздняя другого.
Толстой - эвклидов ум, Достоевский- неэвклидов, для первого абсурд неприемлем, для второго- всё. Один с истиной, другой - с Христом.
Вера Достоевского плюралистична, толстовская - одна на всех: "Будь всяк сам себе, и все будут за едино".
Достоевский не приемлет религиозные искания Толстого как "головные". Непризнание Толстым божественности Христа для Достоевского - чудовищное святотатство, которому нет ни прощения, ни оправдания.
Достоевский предпочитает остаться с Христом, если вдруг истина не соврадает с идеалом красоты. Красота и истина для Достоевского неразделимы: он не желает жертвовать одним ради другого. Толстой в любом случае хотел бы остаться "с истиной".
При всем своем мистицизме Толстой до мозга костей рационален (духовное окружение- мужское). При всец своей аналитичности Достоевский предельно иррационален (женское).
Толстой при всем своем толстовстве жестокосерд. Достоевский при всей своей суровости мягкосердечен.
Стихия Толстого - монолог, моноистинность, мир Достоевского - равноправие правд. Толстой изрекал, Достоевский избегал формул.Толстой - даже меняя взгляды- был абсолютно уверен, Достоевский - даже не меняя - колебался.Толстой систематик, Достоевский - разрушитель систем.
Герой Толстого, даже меняясь, остается тем же самым- ходит по кругу. Герой Достоевского, оставаясь неизменным, все время демонстрирует новые грани. И для Толстого человек - величина переменная, но все силы он тратит на то, чтобы найти в нем незыблемое- Бога, мораль, долг. Человек Достоевского неукоренен, непредсказуем, страстен. Психология Достоевского не знает препятствий. Толстой-моралист -- препятствие на пути Толстого-художника.
Достоевский говорит: найди Бога,- и сама собою придет жизнь. Толстой говорит: найди жизнь, - и сам собою придет Бог. Достоевский: отсутствие жизни от безбожия. Толстой: безбожие от отсутствия жизни.
Даже в семейной жизни - полная противоположность. Зрелый Толстой отчужден от семьи, ему лучше одному. Для Достоевского отрыв от семьи- страдание, без близких ему не работается. Толстой даже вне творчества - вне семьи: учит, шьет сапоги, косит траву, рубит дрова, все вдали от труда жены. Достоевский даже в творчестве готов пожертвовать всем ради интересов семьи.
Софья Андреевна Толстая - сестре: "Мне подобное юродство и такое равнодушное отношение к семье до того противно, что я ему теперь и писать не буду. Народив кучу детей, он не умеет найти в семье ни дела, ни радости, ни просто обязанностей... мне стало так трудно с большими мальчиками, с огромной семьей и беременностью, что я с какой-то жадностью жду, не заболею ли я, не разобьют ли меня лошади,- только бы как-нибудь отдохнуть и выскочить из этой жизни".
Анна Григорьевна Достоевская: "Меня поражала способность мужа успокоить ребенка: чуть, бывало, кто из троих начинал капризничать, Федор Михайлович являлся из своего уголка... брал к себе капризничавшего и мигом его успокаивал. У мужа было какое-то особое умение разговаривать с детьми, войти в их интересы, приобрести доверие и так заинтересовать ребенка, что тот мигом становился весел и послушен".
Толстой стремится к бедности и к освобождению от собственности. Достоевский - к богатству и приобретению поместья. Каждый хочет того, чего у него нет.
Толстой делал все, чтобы лишить свою семью литературных прав, Достоевский еще в 1873 году дарит права на все свои произведения жене.
Толстой сдержан, горд, неласков: за всю мою жизнь, свидетельствует Илья Львович, отец ни разу меня не приласкал. Достоевский всю свою внешнюю суровость преодолевает в любви к детям. Детьми Толстого занимаются бонны и гувернеры (и мать!!), детьми Достоевского- он сам. Толстой существует над семьей, Достоевский - в семье.
Что интересно: в произведениях Толстого ярко и поэтично описан семейный быт, история семьи как таковой. А сам Толстой, поздний по крайней мере- холостяк по своему душевному строю. Певец семьи, уходит из Ясной Поляны - назад, в мировое одиночество. Умирая, он принадлежит не семье, а миру (а я бы сказала - своим последователям) - и жена его, приподнимаясь на цыпочках, заглядывает в окно (бедная :(((
В романах Достоевского клокочет жизнь бессемейная, почти без быта: сама же семья всегда находится под ударом. Оставаясь хроникером "случайных семейств", сам он душу кладет на то, чтобы создать жизнеспособную семью.
Сама смерть Толстого- эпический спектакль, громовое эхо. Достоевский умирает буднично, как положено, исповедуясь и благословляя. обоих волнует проблема бессмертия. Для Толстого смерть важна в личном плане, ему важно знать, что после смерти будет с ним, а Достоевскому - с его близкими.
И последние слова у них разные. У одного - о себе. У Достоевского: "Бедная, дорогая, с чем я тебя оставляю... бедная, как тебе тяжело будет жить..."
И вместе с тем у них очень много близких мыслей, чувств, тем.
Для обоих мир был тайной, которую оба разгадывали - то с радостью и восторгом, то полные скорби. Камю: "В конечном итоге Достоевский говорил то же, что и Толстой, только иначе".
Вересаев как-то сказал, что ему трудно представить живого человека, у которого лежит душа одновременно к Достоевскому и Толстому.
Я такой человек- приятно познакомиться ;))
(я дочитала Гарина "Многоликий Достоевский -ура! очень много глубоких мыслей)