"Давайте прямо ответим на вопрос — какой товар был главным на торговом пути «из варяг в греки», то есть из Руси в Константинополь и далее по всему Средиземноморью. Вовсе не меха, мед и т. п. Прежде всего, византийцы и их европейские партнеры потребляли огромную массу славянских рабов. Бизнес был настолько налажен, что даже в описании чудес Святителя Николая есть характерный эпизод о «благочестивом муже из Константинополя», который решил купить слуг и специально отправился на рынок, где «купцы, приезжие с Руси, продают рабов».
И не важно, кто поставлял живой товар: сами русские князья или многочисленные кочевники, от печенегов до крымской орды. Суть в том, что столетия подряд основным местом скупки и перепродажи был Херсонес. Так происходило до крещения Руси, то же самое византийцы продолжали делать с православными русичами.
По важности в социально-экономической системе того времени транснациональную торговлю славянскими рабами можно сравнить с современными нефтепотоками. Потом византийцев отодвинула в сторону генуэзская колония Феодосия-Кафа, на смену генуэзцам пришли турки, но авторство идеи и многовековая практика по праву принадлежит православному Царьграду."
Это я пишу про блаженного Евстратия Печерского. КАк же сложно было обойти то, что его умучил иудей!