Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

сколько платили за свержение крестов с удмуртских храмов

Интересно про разрушение удмуртских храмов: "Акции с крестами тщательно планиро­вались. Финансировали их из общенародного бюджета. За свержение одного креста во вто­рую "пятилетку безбожия" выделялось обыч­но от 50 до 300 рублей, в зависимости от высоты храма и опасности этого аморального деяния. Среднемесячный заработок квалифи­цированного рабочего редко превышал тогда 150 рублей.
В Старых Зятцах в 1938 г. за свержение 7 фигурных крестов атеистам начислили 700 рублей. В такую же сумму обошлось бо­гохульство над Богородицкой старообрядчес­кой церковью в Лекшуре. Сельсоветчики села Козьмодемьянское со своей крестовой семер­кой разобрались дешевле всех — по 45 руб­лей за штуку. Зато в Большой Кибье за 2 месяца до начала войны была утверждена са­мая щедрая смета на публичное надругатель­ство над храмом Покрова Богородицы: " Снятие двух крестов с устройством лесов на высоте 30 м. Оплата по соображению: 2300 руб"(9).
Всех превзошли, похоже, шарканцы. Их смета 1938 г. предписала: "Снять два креста с главного купола и колокольни а) устроить леса; 6) разобрать кровлю у основания крестов; в) надпилить металлические кресты в основании с таким расчетом, чтобы с зем­ли можно было свалить кресты. Итого 3000 руб.(10). Вся же смета на уродование прекрас­ного храма византийского стиля составила 24395 рублей.

Ну храмы еще понятно, но зачем уничтожать кладбища?
"Весной 1929 г. бригады комсомольцев с кувалдами и ломами разбили надгробные памятники и оградки воткинского Преобра­женского кладбища. Через два года воинствующие атеисты это же свершили со значительно более богатым Воскресенским кладбищем Са­рапула. Мраморные и гранитные надгробия были превращены в щебенку, пошедшую на дорогу к вокзалу. Ни одно из них не было перенесено или хотя бы описано. Оставались еще кирпичные склепы, но в атмосфере, оп­ределяемой полуофициальным девизом "Все дозволено — ничего святого!", горожане пос­тепенно разобрали и их. В мае 1953 г. некто Г.А. Суслов полдня разбивал ломом склеп с прахом священника, оторвав ему бороду от черепа и выбросив все из гроба. Но из мили­ции по тревожному звонку И.С. Колчина так никого и не прислали(12).
В те годы столь же варварски были пол­ностью уничтожены и разграблены дореволю­ционные кладбища Ижевска и Глазова. На их территории позже возникли спортивные ком­плексы с типовыми "Ледовыми дворцами". Сельские погосты дооктябрьского периода по большей части ждала подобная участь. "

Реальные дикари... "Сарапульский совет СВБ также призвал: "Поможем беспризорный металл кладбищ передать на индустриализацию страны! ... Нужно ли нам хранить эти остатки буржуазных, религиозных предрассудков? Гораздо ценнее будет, если в период нехватки строительных материалов эти ценности пустить в наше общеполезное строительство. Насколько это действительно ценности — можно судить по следующим цифрам: по приблизительному подсчету специалистов вокруг Сарапула на горкладбище находится металлолома (чугуна, железа и др.) от 2 до 3 тысяч пудов и мрамора от 8 до 10 тысяч пудов"(10). Через две недели после этого призыва "изъятие кладбищенского имущества" было успешно завершено воинствующими безбожниками Сарапула.
Если колокола, чаши и ризы в понима­нии коммунистов могли при их утилизации иметь довольно высокую ценность, то иконы — практически никакой. Поэтому их просто сжигали, еще и в 1960-е гг. Наиболее совершенным типом иконостаса, утвердившимся в храмах удмуртского края на рубеже XVIII-XIX вв., стала пятишестиярусная декоративная композиция, занимавшая все подкупольное пространство каменного "холодного" храма. Столь сложный ансамбль станковой живописи, дополняемый резьбой и позолотой, требовал до 10 лет творческого труда коллектива опытных мастеров. Этот ансамбль вбирал также в свой состав и более древние иконостасы. Такой иконостас — вершина культового искусства, но он был полностью искоренен в советское время. Ни один полномерный многоярусный иконостас не уцелел. Даже последние, уже опустошенные каркасы их, способные дать некоторое представление о красоте данной формы, были в 1980-е гг. поголовно разломаны или сожжены прямо в бесхозных, неохраняемых, никому уже не нужных храмах."
http://yagul.orthodoxy.ru/content/view/33/7/1/12/
Tags: Ижевск, Россия, история, православие, революция, храм
Subscribe

  • Вторые майские

    Три дня подряд гуляли по паркам, вчера прошли больше 12 км по Лосиному острову. Люблю такое, обожаю ходить по лесу. Еще бы ноги не уставали и…

  • вчера хороший был день

    Утром съездили в открытый бассейн зИЛ, а потом с одноклассницей мужа Леной гуляли по новому парку там. Потом еще с Максиком и Наташей по…

  • С Днём Победы!

    Друзья, поздравляю всех с Днём Победы! Всем мирного неба над головой, радости и счастья! Четкая в утреннем свете, Каждая буква видна. Пишут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment