Командир военного округа телеграфировал Государю, испрашивая инструкций. «Выгнать и проучить, как следует» был лаконический ответ из Гатчины. Афганцы постыдно бежали, и их преследовали несколько десятков верст наши казаки, которые хотели взять в плен английских инструкторов, бывших при афганском отряде. Но они успели скрыться.
Британский Ее Королевского Величества посол получил предписание выразить в С. Петербурге резкий протест и потребовать извинений.
— Мы этого не сделаем, сказал Император Александр III и наградил генерала Комарова, Начальника пограничного отряда, орденом Св. Георгия 3 степени.— Я не допущу ничьего посягательства на нашу территорию, — заявил Государь.
Гирс задрожал.
— Ваше Величество, это может вызвать вооруженное столкновение с Англией.
— Хотя бы и так, — ответил Император.
Новая угрожающая нота пришла из Англии. В ответ на нее Царь отдал приказ о мобилизации Балтийского флота. Это распоряжение было актом высшей храбрости, ибо британский военный флот превышал наши морские вооруженные силы по крайней мере в пять раз.
Прошло две недели, Лондон примолк, а затем предложил образовать комиссию для рассмотрения русско-афганского инцидента.
Европа начала смотреть другими глазами в сторону Гатчины. Молодой русский монарх оказался лицом, с которым приходилось серьезно считаться Европе."
Из воспоминаний вел. кн. Александра Михайловича
http://www.rummuseum.ru/lib_a/al_mih05.php
UPD: вот анекдоты можно у Алексаднра Михайловича брать, но общую обстановку он как-то не особо умеет обрисовывать. Очень сильно зависит от его личного отношения к той или иной персоне. Вот не любит он вел.кн. Сергея Александровича: что только он про него не говорит! КАкое-то бабское такое отношение: мелочное и злобное, нельзя его записки воспринимать чересчур серьезно кмк.