?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Толстой и Церковь

лекция протоиерея Георгия Ореханова (от правмира).
Бунин: "12 лет тому назад мы с В. приехали в Одессу по пути в Палестину. Какие сказочные перемены с тех пор! Мертвый, пустой порт, мертвый, загаженный город... Наши дети и внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали -- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье... "(Писал в Одессе, 1919г)
Не стоит упрощать конфликт Толстого с церковью: конфликт Толстого с церковью не частный конфликт, это глубокий конфликт, который связан с особенностями государственной системы. Многие его современники высказывали те же мысли, что и Толстой (например, Чехов).
След глубинного конфликта, заложенного в русской культуре.

1. История Толстого- есть отражение религиозного кризиса (который имел место в России, как и во всей Европе): Причинами кризиса были прежде всего, государственная церковность (система отношений в России , при которой церковь становится ведомством в гос.машине).
По своему происхождению ментальность и культура остаются христианскими (в конце 19 в). И вместе с тем культура враждебна православности.
1881 год - переломный год для Толстого, по его словам, все что сделано до этого- ничего не значит.
Люди его круга - в очень сложных отношениях с церковью.
2) реакция России на религиозные искания Толстого.
Блок: "ничего, что Синод запрещает нам радоваться вместе с Толстым. Мы давно уже научились радоваться без Синода".
Антицерковные произведения Толстого широко в России не распространялись. "Воскресенье" без купюр вышло лишь в Европе. Широким массам плохо были известны религиозные мысли Толстого. Он получал много писем в 1901 г, где его спрашивали, за что его отлучили от церкви.
Толстой для значительной части русской интеллигенции был символом русской культуры, ментальности, настоящим христианином.
Сильно было связано с аналогичными процессами в Европе (секуляризация): Процес отторжения культуры от религиозности.
В Европе с Лютера началось.
В 19 в процесс секуляризации развивался по определенным законам. В 1843 г вышла книга Штрауса "Жизнь Иисуса"- биография Христа как просто человека.
Идейная база секуляризации готовилась в немецких университетах.
Тютчев: "я не могу представить себе человека своего круга, которого бы интересовали религиозные вопросы."
Достоевский 60-70 годы: "может ли современный человек верить в то, во что призывает верить православие?"
4. Достоевский пережил те же искания, что и Толстой, стоял перед теми же вопросами. Но Толстой отвечает на этот вопрос негативно: "невозможно верить образованному человеку в то, во что призывает православие."
В 1844 Достоевский пишет письмо Н. Фонвизиной: противопоставление Христа и истины. В середине 19 в человечеству начинает казаться, что научные достижения могут все объяснить. Наука начинает становиться предметом религиозного поклонения.
Толстой и Достоевский ни разу в жизни не встретились и не обменялись ни одной строчкой (один раз очутились в одной аудитории с Соловьевым и Страховым, но не познакомились ).
Толстой ругал "Братьев Карамазовых": "писатель не может так писать". Однако, когда он ушел из Ясной Поляны, последняя книга была именно Карамазовы.
Когда Достоевский умер, Толстой в письме к Страхову сказал, что это был самый близкий и дорогой человек. "Опора какая-то отскочила от меня. Я плакал и теперь тоже плачу".
Еще из этого письма, очень откровенное: "я- литератор, тщеславный и завистливый, искусство вызывает зависть, и ум тоже."
5. Чертков- незаслуженно забытая личность. Носитель свидетельств о духовных прозрениях Толстого. Рядом с гениальным мыслителем оказался человек, посвященный во все самые глубокие тайники жизни Толстого (он показывал все свои дневниковые записи Черткову)
Чертков- без образования, получает монополию на личность Толстого.
6. Толстой- единственный писатель в мире, который после 1881 года не брал денег за свои романы (кроме Воскресенья). Американское издательство готово было заплатить за план Воскресенья на 3 стр - 10 000 рублей (огромная сумма - небольшое состояние по тем временам).
Уже в 90-х годах были мнения, что необходимо отлучить Толстого, но никто не решался. ПоЯвилась плеяда молодых митрополитов (Антоний Храповицкий, Антоний Вадковский). Большую роль в отлучение сыграл Победоносцев. В 1881 жестоко был убит Александр Второй. Достоевский не дожил месяца до этого события. Те люди, которые его хорошо знали, писали, что он бы этого не пережил.
Возник вопрос, что делать с народовольцами (раскол в обществе). Толстой считал: простить, передал очень яркое письмо императору. Там он писал: "Помилуйте их - и вся страна пойдет за вами". Победоносцев отказался передавать это письмо. "Наш Христос - не Ваш Христос. Своего я знаю, как Христа силы и истины. А у вашего я вижу признаки расслабленного".
Толстой возненавидел Победоносцева: злого и сумасшедшего старика.
7. Что такое Синодальный акт 20-22.02.1901- это отлучение или нет?
8. Как гос. Власть отнеслась к этому акту? Победоносцев - редактор синодального акта. В письмах пишет, что не сочувствует этому акту.
Чувство вины перед народом - близко русской интеллигенции в проповеди Толстого. Попытка жить той жизнью, какой живет крестьянин. Хождение в народ.
Достоевский оценивал Анну Каренину как самый великий роман 19 века. Но по поводу Левина: "как бы барин не переряживался, все равно народ ему не обмануть."
Уровень грамотности к 1914 году русского населения был ниже, чем финнского. Людей с университетским образованием было еще меньше.
Полиция так неэффективно работала, что сторонникам Черткова не составляло труда распространять рукописные списки статей Толстого.
Толстой: "Самое честное, что могут сделать священники- снять с себя сан и пойти за мной". Так сделали 4 священника (судьба их была печальной). На вызов Толстого должен был убедительный ответ.
Ответ достаточно убедительный -- подвиг новомучеников 1917 и 1937гг. Теоретически убедительный ответ был дан в эмиграции: в Свято-Сергиевском институте в Париже, показали, как православие созвучно самым интимным вопросам человеческой жизни.
Брожение началось в эпоху Екатерины Второй. Первые атеистические общества появились в 1793г. Вольнодумцы екатерининской эпохи. Тверской дворянин Опочинин перед самоубийством пишет подробное письмо, почему он не верит в Бога.
Есть свидетельства, что Александр Третий очень любил Толстого как художника и дал команду его не трогать и не делать из него мученика. Скорее всего, если б Толстой не издал "Воскресение", его б и не тронул никто, но в 39 и 40 главе Воскресения совершенно кощунственно изображена литургия.
Таким образом, сложилась ситуация, когда церковь молчать не могла, ибо настоящий христианин не может говорить такого о литургии. "Этот человек не может являться членом церкви доколе не покается"
В это время в католической церкви отлучили автора Забавного Евангелия.
В библиотеке Толстого 23 тыс томов на 12 языках. В большинстве книг пометки Толстого
"В Толстом правда переплетена с ложью" (Иоанн Сан-Францисский?)
В том понимании, как тогда, у нас интеллигенции нет.
Где настоящий Толстой? В Толстом жили 2 человека: Ерошка (писатель, создающий новое и прекрасное) и Нехлюдов (философ, подавляющий Толстого жесткой рациональной аргументацией). Нехлюдов задушил Ерошку в Толстом, тогда Толстой-художник умер. Настоящий художник- всегда христианин.
Чертков не допустил к умирающему его жену, с которой он прожил 48 лет. И старца Иосифа из Оптиной пустыни не пустил. В Черткове никогда не было Ерошки, только жестокий Нехлюдов.
Вопрос неправильно ставится: церковь не прощает Толстого. Церковь с уважением относится к последней воле Толстого: не иметь ничего общего с Церковью.

Profile

mashutka_alfi
Все ушли, а я останусь
Website

Latest Month

August 2022
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow