Все ушли, а я останусь (mashutka_alfi) wrote,
Все ушли, а я останусь
mashutka_alfi

Categories:

Толстой и Церковь

лекция протоиерея Георгия Ореханова (от правмира).
Бунин: "12 лет тому назад мы с В. приехали в Одессу по пути в Палестину. Какие сказочные перемены с тех пор! Мертвый, пустой порт, мертвый, загаженный город... Наши дети и внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали -- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье... "(Писал в Одессе, 1919г)
Не стоит упрощать конфликт Толстого с церковью: конфликт Толстого с церковью не частный конфликт, это глубокий конфликт, который связан с особенностями государственной системы. Многие его современники высказывали те же мысли, что и Толстой (например, Чехов).
След глубинного конфликта, заложенного в русской культуре.

1. История Толстого- есть отражение религиозного кризиса (который имел место в России, как и во всей Европе): Причинами кризиса были прежде всего, государственная церковность (система отношений в России , при которой церковь становится ведомством в гос.машине).
По своему происхождению ментальность и культура остаются христианскими (в конце 19 в). И вместе с тем культура враждебна православности.
1881 год - переломный год для Толстого, по его словам, все что сделано до этого- ничего не значит.
Люди его круга - в очень сложных отношениях с церковью.
2) реакция России на религиозные искания Толстого.
Блок: "ничего, что Синод запрещает нам радоваться вместе с Толстым. Мы давно уже научились радоваться без Синода".
Антицерковные произведения Толстого широко в России не распространялись. "Воскресенье" без купюр вышло лишь в Европе. Широким массам плохо были известны религиозные мысли Толстого. Он получал много писем в 1901 г, где его спрашивали, за что его отлучили от церкви.
Толстой для значительной части русской интеллигенции был символом русской культуры, ментальности, настоящим христианином.
Сильно было связано с аналогичными процессами в Европе (секуляризация): Процес отторжения культуры от религиозности.
В Европе с Лютера началось.
В 19 в процесс секуляризации развивался по определенным законам. В 1843 г вышла книга Штрауса "Жизнь Иисуса"- биография Христа как просто человека.
Идейная база секуляризации готовилась в немецких университетах.
Тютчев: "я не могу представить себе человека своего круга, которого бы интересовали религиозные вопросы."
Достоевский 60-70 годы: "может ли современный человек верить в то, во что призывает верить православие?"
4. Достоевский пережил те же искания, что и Толстой, стоял перед теми же вопросами. Но Толстой отвечает на этот вопрос негативно: "невозможно верить образованному человеку в то, во что призывает православие."
В 1844 Достоевский пишет письмо Н. Фонвизиной: противопоставление Христа и истины. В середине 19 в человечеству начинает казаться, что научные достижения могут все объяснить. Наука начинает становиться предметом религиозного поклонения.
Толстой и Достоевский ни разу в жизни не встретились и не обменялись ни одной строчкой (один раз очутились в одной аудитории с Соловьевым и Страховым, но не познакомились ).
Толстой ругал "Братьев Карамазовых": "писатель не может так писать". Однако, когда он ушел из Ясной Поляны, последняя книга была именно Карамазовы.
Когда Достоевский умер, Толстой в письме к Страхову сказал, что это был самый близкий и дорогой человек. "Опора какая-то отскочила от меня. Я плакал и теперь тоже плачу".
Еще из этого письма, очень откровенное: "я- литератор, тщеславный и завистливый, искусство вызывает зависть, и ум тоже."
5. Чертков- незаслуженно забытая личность. Носитель свидетельств о духовных прозрениях Толстого. Рядом с гениальным мыслителем оказался человек, посвященный во все самые глубокие тайники жизни Толстого (он показывал все свои дневниковые записи Черткову)
Чертков- без образования, получает монополию на личность Толстого.
6. Толстой- единственный писатель в мире, который после 1881 года не брал денег за свои романы (кроме Воскресенья). Американское издательство готово было заплатить за план Воскресенья на 3 стр - 10 000 рублей (огромная сумма - небольшое состояние по тем временам).
Уже в 90-х годах были мнения, что необходимо отлучить Толстого, но никто не решался. ПоЯвилась плеяда молодых митрополитов (Антоний Храповицкий, Антоний Вадковский). Большую роль в отлучение сыграл Победоносцев. В 1881 жестоко был убит Александр Второй. Достоевский не дожил месяца до этого события. Те люди, которые его хорошо знали, писали, что он бы этого не пережил.
Возник вопрос, что делать с народовольцами (раскол в обществе). Толстой считал: простить, передал очень яркое письмо императору. Там он писал: "Помилуйте их - и вся страна пойдет за вами". Победоносцев отказался передавать это письмо. "Наш Христос - не Ваш Христос. Своего я знаю, как Христа силы и истины. А у вашего я вижу признаки расслабленного".
Толстой возненавидел Победоносцева: злого и сумасшедшего старика.
7. Что такое Синодальный акт 20-22.02.1901- это отлучение или нет?
8. Как гос. Власть отнеслась к этому акту? Победоносцев - редактор синодального акта. В письмах пишет, что не сочувствует этому акту.
Чувство вины перед народом - близко русской интеллигенции в проповеди Толстого. Попытка жить той жизнью, какой живет крестьянин. Хождение в народ.
Достоевский оценивал Анну Каренину как самый великий роман 19 века. Но по поводу Левина: "как бы барин не переряживался, все равно народ ему не обмануть."
Уровень грамотности к 1914 году русского населения был ниже, чем финнского. Людей с университетским образованием было еще меньше.
Полиция так неэффективно работала, что сторонникам Черткова не составляло труда распространять рукописные списки статей Толстого.
Толстой: "Самое честное, что могут сделать священники- снять с себя сан и пойти за мной". Так сделали 4 священника (судьба их была печальной). На вызов Толстого должен был убедительный ответ.
Ответ достаточно убедительный -- подвиг новомучеников 1917 и 1937гг. Теоретически убедительный ответ был дан в эмиграции: в Свято-Сергиевском институте в Париже, показали, как православие созвучно самым интимным вопросам человеческой жизни.
Брожение началось в эпоху Екатерины Второй. Первые атеистические общества появились в 1793г. Вольнодумцы екатерининской эпохи. Тверской дворянин Опочинин перед самоубийством пишет подробное письмо, почему он не верит в Бога.
Есть свидетельства, что Александр Третий очень любил Толстого как художника и дал команду его не трогать и не делать из него мученика. Скорее всего, если б Толстой не издал "Воскресение", его б и не тронул никто, но в 39 и 40 главе Воскресения совершенно кощунственно изображена литургия.
Таким образом, сложилась ситуация, когда церковь молчать не могла, ибо настоящий христианин не может говорить такого о литургии. "Этот человек не может являться членом церкви доколе не покается"
В это время в католической церкви отлучили автора Забавного Евангелия.
В библиотеке Толстого 23 тыс томов на 12 языках. В большинстве книг пометки Толстого
"В Толстом правда переплетена с ложью" (Иоанн Сан-Францисский?)
В том понимании, как тогда, у нас интеллигенции нет.
Где настоящий Толстой? В Толстом жили 2 человека: Ерошка (писатель, создающий новое и прекрасное) и Нехлюдов (философ, подавляющий Толстого жесткой рациональной аргументацией). Нехлюдов задушил Ерошку в Толстом, тогда Толстой-художник умер. Настоящий художник- всегда христианин.
Чертков не допустил к умирающему его жену, с которой он прожил 48 лет. И старца Иосифа из Оптиной пустыни не пустил. В Черткове никогда не было Ерошки, только жестокий Нехлюдов.
Вопрос неправильно ставится: церковь не прощает Толстого. Церковь с уважением относится к последней воле Толстого: не иметь ничего общего с Церковью.
Tags: Россия, Толстой, Церковь, интересно, история, лекции, литература, писатели, философия, церковь
Subscribe

  • роман специально для Сталина

    Оказывается, автор «Необыкновенных приключений Карика и Вали» Ян Ларри писал фантастический роман (с критикой строя) специально для Сталина! «Фантаст…

  • (no subject)

    Читаю доклад по сопровождаемому трудоустройству (Фонд Обнаженные сердца сделал). Раздел МКФ «Поддержка и взаимосвязи» описывает практики по оказанию…

  • (no subject)

    Позвонила сокурсница по жестовому языку: так тепло стало. Говорит: мы тебе привезём яйца, куличи, не переживай. Хорошо, когда есть люди, готовые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments