Взяли экскурсию, очень приятный гид рассказала нам о семье Марии Николаевны. Оказывается, ее дедушка был крепостным крестьянином князя Волконского, но так хорошо играл на скрипке, что князь попросил наследников отпустить Ермолова с домочадцами на волю. Те выполнили волю покойного, и Алексей Ермолов перебрался в Москву, где поступил в императорский Малый театр гардеробмейстером. Все 6 детей Алексея Ермолова поступили в театральное училище, а отец Марии, Николай, стал суфлером, что очень его расстроило - он мечтал о сцене.
Сама Мария с детства обожала читать, причем мама учила ее читать по пьесам и прочим театральным текстом - денег на буквари не было, зарплата суфлера была совсем небольшая. В 1862 году Маша поступила в балетный класс театрального училища, но особо балетом не увлекалась: она грезила о драматической сцене.
Помог его величество Случай: когда Маше было 16 лет, в Малом театре ставили пьесу немецкого автора Эмилия Галотти, и актриса, игравшая Эмилию, заболела, премьера была под угрозой срыва. Надежда Медведева, одна из главных актрис Малого театра того времени, узнала про талантливую девочку, лучше всех разыгрывавшую сцены из спектаклей в дортуаре балетного класса. И решила ее посмотреть. После просмотра судьба Маши была решена: она будет играть Эмилию. На премьере дебютантку Ермолову вызывали на бис 24 раза.
При этом Ермолова была совсем не красива: совершенно обыденной внешности. К тому же все отмечали ее замкнутость, сдержанность и молчаливость: все эмоции, страсти она оставляла для сцены.
Очень красивым был ее голос: грудной, необыкновенного тембра, мягкий, теплый. Но настолько обаятельная была личность, что практически все просвещенные люди того времени очень ценили, уважали известную актрису, много писали о ней. Станиславский говорил о ней, что это лучшая актриса, какую он когда-либо видел.
Самый известный ее портрет кисти Серова: величественный, торжественный:
Муж ее был богатый дворянин, присяжный поверенный, депутат Госдумы III и IV созывов - Николай Петрович Шубинской. Также он был крупный землевладелец (2 имения только в Калязинском уезде Ярославской губернии) и конезаводчик, убежденный монархист, член партии октябристов.
Но Октябрьская революция не принесла ему счастья. Да, Ермолова первая в советской истории России получила звание Народной артистки Республики и Московский совет предоставил ей в пожизненное владение особняк на Тверском бульваре (на 50-летие ее творческой деятельности по Тверскому бульвару прошли делегации всех театров, где она гастролировала, с плакатами: "Слава великой Ермоловой"), но судьба Шубинского сложилась иначе — его имения были национализированы, имущество изъято. В 1918 году Н. П. Шубинский вынужден был эмигрировать. Он, как и многие аристократы, бежал за границу и поселился в Константинополе. Легенда отечественной юстиции, бывший владелец имений, скончался в больнице, в Болгарии, в 1921 году, всеми забытый. (из вики)
Вот так по-разному сложилась судьба двух супругов. Мария Николаевна прожила после мужа еще 7 лет в почете и славе в Москве.
Что интересно: я похоже обнаружила родственника! Диораму Театральной площади изготовил для музея народный художник РСФСР Ефим Исаакович Дешалыт. У меня появилась шальная мысль отыскать его потомков (он жил аж до 1996 года) и попытаться отыскать их предков -- вдруг у них сохранились какие-то материалы, вдруг я найду что-нибудь о дедушке и его родственниках. Фамилия-то и правда редкая очень.
Вот информация о нем: "Дешалыт Ефим Исаакович (1921 - 1996) художник, ученик Митрофана Грекова. Специализировался на создании панорам и диорам.
Дешалыт большую часть своей творческой жизни посвятил официальным заказам. Но не веет холодным официозом от его произведений. "Железобетонная" сталинская однозначность в 1960-70-е годы медленно, но верно отступала в прошлое. Как художник-постановщик Ефим Дешалыт участвовал в создании более двух десятков научно-популярных фильмов. Но широкую известность ему принесли диорамы. Его называли "советским Рубо". Действительно, мастерство, с которым выполнены его диорамы, вызывает изумление и восторг зрителей. Он сумел соединить пространственное мышление художника-кинематографиста с высоким живописным мастерством. Так в 1987 году в Музее 1812 года г.Малоярославца Ефим Дешалыт открыл диораму "Сражение за Малоярославец в октябре 1812 года".
Конечно, официальные заказы отнимали большую часть творческого времени художника. Пейзажи, натюрморты, портреты, принадлежащие кисти Ефима Дешалыта, заставляют сожалеть о их немногочисленности. Ефим Дешалыт прекрасный тонкий колорист. Его "Штурм Зимнего" или "Восстание на Красной Пресне" так же красивы в цвете, как и его итальянские пейзажи, или крымские виды."